Знакомы ли вам забавные сказки о муми-троллях и их друзьях? Они написаны замечательной финской писательницей Туве Янссон.
Туве Марика Янссон родилась в Финляндии 9 августа 1914 года в творческой семье. Её мать – Сигне Хаммарстен – была художницей, иллюстратором книг, отец – Виктор Янссон – скульптором.
Детство писательницы было удивительным. Свои первые шаги Туве делала в мастерской, которая была прямо в квартире. Девочка спала на антресолях прямо в ателье – так называется мастерская художников. Засыпая, она любила наблюдать за работой родителей – матерью, склонённой над рисунком, и отцом, с резцом в руке. Неудивительно, что рисовать она начала едва ли не раньше, чем говорить. Родители поддерживали все её творческие начинания.
Уже в 10 лет рисунки Туве публиковались в журналах: сначала в детских, а затем и в юмористическом журнале «Гарм». Тогда же в печати появился её первый комикс (в детском журнале Lunkentus). А в 14 лет она написала и проиллюстрировала свою первую книгу «Сара и Пелле и осьминоги Водяного», которая была опубликована в 1933 году.
В 15 лет Туве решила стать художницей. Она поступила в университетский колледж искусств, ремёсел и дизайна в Стокгольме, где, помимо живописи, брала уроки рисования, каллиграфии и геральдики, декоративной росписи, керамики и художественного оформления книг. Затем продолжила обучение ремеслу в Хельсинской художественной школе, стажировалась во Франции, Италии, Германии и написала цикл рассказов о мире искусства, – они были опубликованы в журналах и различных изданиях. В ежедневных газетах печатались её очерки о поездках, к которым она сама делала иллюстрации.
После учёбы за границей Туве начала иллюстрировать книги, оформляла спектакли, её жи-вопись экспонировалась на многих выставках. Она создала много книжных обложек, афиш, рекламных вывесок и почтовых открыток, рисовала иллюстрации и карикатуры для различных газет и журналов.
Мысли о первой книге про муми-троллей пришли к Туве Янссон во время Зимней войны 1939-1940 годов. Она была в ужасе от событий, происходивших в Европе и в Финляндии, и, судя по её письмам и дневникам, понимала, что надвигается ещё большая катастрофа: «Порой меня охватывает такая нескончаемая безнадёжность, когда я думаю о тех молодых, которых убивают на фронте. Разве нет у нас у всех, у финнов, русских, немцев, права жить и создавать что-то своей жизнью…». Творчество стало даваться Янссон гораздо тяжелее, и, чтобы преодолеть этот кризис, она решила написать историю о необыкновенно счастливой семье. «Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь начинавшееся словами: “Жили-были...” Ведь продолжение могло бы превратиться в сказку — это было неизбежно».
Так появился Муми-дол и его жители: муми-тролли и их многочисленные друзья и родственники. А вдохновили её на создание этого мира семья и детство, проведённое на острове архипелага Пеллинки. Каждое лето семья Янссон покидала город, и жила на одном из островов в Балтийском море, где они снимали домик рыбака. Жить на острове было непросто: кругом одни камни. Питьевую воду, продукты, лес для постройки и даже почву для огорода приходилось привозить с Большой земли. Зато можно было день-деньской купаться и ловить рыбу. Вместе с братьями Туве часто гуляла в лесу, жгла костры, ходила по грибы и совершала увлекательные морские прогулки с родителями. Писательница признавалась: «...без счастливых детских лет, проведённых у моря, я никогда не начала бы писать».
Для Туве летние месяцы были самыми счастливыми воспоминаниями детства, а сам остров стал прообразом Муми-дола. Именно там и тогда Туве придумала будущего муми-тролля. Первый муми-тролль был большеносым, иногда изображался в чёрном цвете, а звали его Снорк. Позднее он стал своего рода эмблемой, которой Туве подписывала свои работы. Впервые такая эмблема-подпись появилась на антигитлеровском плакате в журнале «Гарм» в конце 30-х годов. Тогда муми-тролль был ещё тощеньким и одиноким, но со временем потолстел, завёл семью, друзей и поселился в благодатной долине Муми-дол.
В своей первой книжке «Маленькие тролли и большое наводнение», которую Туве Янссон начала писать и иллюстрировать в 1938 году, она впервые выступила не только как художница, но и как писательница. «Я почувствовала совершенно иную свободу, когда сама стала выполнять оба вида работы», – говорила впоследствии Янссон. Книга была опубликована в 1945 году.
С тех пор было написано ещё двенадцать книг: «Прилетает комета» (1946), «Шляпа Волшебника» (1949), «Мемуары папы Муми-тролля» (1950), «А что было потом?» (1952), «Опасное лето» (1954), «Волшебная зима» (1957), «Кто утешит малютку?» (1960), «Дитя-невидимка» (1962), «Папа и море» (1965), «В конце ноября» (1970), «Жуткое путешествие» (1977), «Мошенник в доме муми-троллей» (1980).
Кто же такие муми-тролли и другие сказочные герои, населяющие Муми-дол? Это – придуманные писательницей маленькие существа, которые ведут себя как люди. Муми-папа мечтает, размышляет о жизни, пишет мемуары и очень любит приключения. Снусмумрик – товарищ Муми-тролля, играет на губной гармонике и не расстаётся со старой зелёной шляпой. Кокетливая фрёкен Снорк носит с собой записную книжку и авторучку, у неё золотой браслет на ноге и цветок за ухом. Хемуль – страстный коллекционер – не выходит из дома без альбома с марками.
Муми-дол, где живут муми-тролли – место, полное беззаботного веселья, любви и домашнего уюта. В доме муми-троллей в Муми-доле каждого приветливо встретят, накормят и чаще всего, оставят здесь жить. «Муми-папа и Муми-мама принимали всех незнакомцев с невозмутимым спокойствием – лишь ставили новые кровати да расширяли обеденный стол. Так вот и выходило, что в доме всегда было полно народу, и каждый занимался, чем хотел, нисколько не заботясь о завтрашнем дне». В муми-доме каждого принимают таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Жадина и трусишка Снифф, ворчливый Хемуль, философ Ондатр, независимый Снусмумрик и легкомысленная фрёкен Снорк легко уживаются вместе, потому что не пытаются друг друга переделать, а признают за каждым право быть непохожим на других. Стараниями Муми-мамы в доме для всех найдётся вкусная еда и тёплая постель. Муми-мама – символ порядка и уюта, который позволяет решить любую проблему. Узнав, когда именно прилетает комета, Муми-тролль говорит: «Только б успеть домой к маме, прежде чем комета долетит до Земли. Тогда, может, всё это не так опасно. Уж мама что-нибудь да придумает...».
Жители долины не зациклены на богатстве. Тофсла и Вифсла прячут от Морры Королевский рубин, потому что для них он – «самое прекрасное, что есть на свете, а для Морры лишь самое драгоценное». На вопрос Снусмумрика, что они собираются делать с золотом, найденным Снорком, Муми-мама отвечает: «Обложим цветочные клумбы... Разумеется, только куски покрупнее, мелочь-то совсем не имеет вида». Сниффа очень привлекают драгоценные камни и золото, но он больше радуется найденному в море пробковому поясу и стеклянному шару, в котором спрятан снежный буран. Герои Янссон добры и отзывчивы. Когда в долину приходит зима, а с нею голод и холод, Муми-тролль делится с голодными и озябшими кровом и пищей, и Муми-дол становится прибежищем уюта и доброты. Туда приходят все, кому трудно и плохо живётся, кто мечтает о теплоте и ласке, кто ищет покоя.
В каждой книге с обитателями Муми-дола что-то случается, они страдают, борются с одиночеством и ищут себя, но в конце неизменно возвращаются домой – в уютное и тёплое место, где всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Дом, одна мысль о котором позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. «Выдуманный мир моих муми-троллей – это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас», – писала Янссон.
У многих героев из Муми-дола были вполне реальные прототипы. Муми-мама и Муми-папа очень похожи на родителей Туве Янссон, Муми-тролль – на саму Туве и её брата Ларса, а Туу-Тикки – на подругу писательницы Тууликки. Зелёную шляпу Снусмумрика Туве «позаимствовала» у своего друга Атоса Виртанена, редактора газеты, для которой она нарисовала первый комикс о муми-троллях. «Непонятный» язык Тофслы и Вифслы появился благодаря дружбе Туве Янссон с актрисой и режиссёром Вивикой Бандлер, с которой она сотрудничала в 1950-е годы при постановке детских спектаклей про муми-троллей. Родным языком Вивики был английский, и по-шведски она говорила с акцентом, как и Туве по-английски. Поддразнивая друг друга, подруги часто меняли буквы в словах, и писательница вспомнила об этом во время работы над «Шляпой волшебника». Имя для Крошки Мю появилось тоже благодаря Вивике, которая сказала, что мю – это тысячная доля миллиметра.
Книги о муми-троллях принесли Туве Янссон всемирную известность, они были переведены более чем на 30 языков мира и издавались по всему миру. Комиксы о муми-троллях на пике популярности печатались в 120 газетах 40 стран мира. О муми-троллях снимали мультфильмы, ставили спектакли, писали диссертации и философские трактаты, их стали изучать в университетах. В 1969 году в Швеции вышел 13-серийный телесериал Moomintroll; а в 1969-1970 годах появился анимационный сериал FujiTV в Японии. В 1987 году при Художественном музее Тампере был создан музей «Долина муми-троллей». В 1990-1992 годах вышел популярный японский мультсериал Moomin из 104 эпизодов, который был продан в 60 стран. По мотивам произведений о муми-троллях были сняты несколько мультфильмов производства России, Финляндии, Великобритании, Польши и Австрии. В 1993 году на острове близ города Наантали был построен и открылся тематический парк «Страна муми-троллей» (Moomin World / Muumimaailma), посвящённый героям серии книг про муми-троллей. Ежегодно туда приезжают тысячи поклонников книг Туве Янссон.
Кроме историй о муми-троллях Туве написала больше десяти книг для взрослых: «Дочь скульптора» (1968), «Слушательница» (1971), «Летняя книга» (1972), «Город солнца» (1974), «Игрушечный дом» (1978), «Честный обман» (1982), «Каменное поле» (1984), «Путешествие налегке» (1987) и другие. И снова имела успех: её реалистические произведения были признаны «значительным явлением современной скандинавской прозы». Некоторые из них были переведены на многие языки и считаются классикой финской литературы.
Сама же Янссон считала себя прежде всего художницей, а к писательству относилась как к хобби. Она писала картины всю жизнь, экспериментировала с самыми разными техниками и художественными направлениями (от импрессионизма до абстракционизма), участвовала во многих выставках. Известны её росписи стен в административных зданиях в разных городах Финляндии и даже алтаря церкви в городе Теува.
Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала одной из самых богатых женщин Скандинавии, но до самой смерти вела очень скромный образ жизни. У неё не было прислуги, она пользовалась общественным транспортом, сама ходила в магазин и лично отвечала на многочисленные письма читателей. Единственная роскошь, которую она себе позволила – арендовать, а потом и выкупить маленький островок Кловхарун в Финском заливе, на котором она привыкла проводить каждое лето. Там она пряталась от назойливых фанатов и журналистов. В 1995 году Туве передала остров Кловхарун и свой скромный коттедж в дар местному краеведческому обществу Pellinge Hembygdsforening.
Благодаря Муми-троллям, одним из самых популярных сказочных персонажей ХХ века, Туве Янссон стала символом Финляндии. Её восьмидесятый день рождения в 1994 году страна отмечала с фейерверками и шествиями. А в день её похорон, 27 июня 2001 года, в Финляндии был объявлен национальный траур. А уже в следующем году начали вручать Литературную премию имени Туве Янссон.
За своё творчество Туве Янссон была удостоена множества наград и премий: Медали Сельмы Лагерлёф (она же – медаль Нильса Хольгерссона, 1953), Финской Государственной премии по литературе (трижды – 1963, 1971, 1982), премии Suomi (1993). Среди прочих – премия Шведской Академии наук, премия Рудольфа Койву (за иллюстрации), Орден улыбки (Польша). Её имя четыре раза было занесено в Почётный список Андерсена. В 1966 году она получила Международную Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена. Это – высшая в наши дни награда писателю или художнику, который пишет или рисует для детей. Присуждается эта премия за лучшие, чаще всего сказочные книги или иллюстрации к ним. Её получили такие прославленные писатели-сказочники, как Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Эрих Кёстнер и Джеймс Крюс, русская художница Татьяна Маврина.
Международная Золотая Медаль Андерсена наполнила Янссон особой радостью и гордостью. «Стать лауреатом Международной Золотой Медали, носящей имя Ханса Кристиана Андерсена, – необычайно ответственно, – сказала она. – Но, как это ни странно, я не ощущаю привычного бремени, которое налагает чувство ответственности. Я просто счастлива». На вручении Андерсеновской премии она рассказала о том, какой видит хорошую детскую книгу. «Единственное, что писатель должен подарить своим читателям, это счастливый конец. Счастливый конец в любой форме... Ребёнок может восторженно (нельзя сказать – весело) принимать и страх, и одиночество, всю чудесную атмосферу ужаса. Но он чувствует себя обманутым и покинутым, если книга не даёт ему утешения, не спасает, не исправляет его...»
Источники:
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|