Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

  / Информация для педагогов / Интересный опыт / Как поднять национальное самосознание?

Как поднять национальное самосознание?

Иванов Олег Вячеславович,
учитель технологии МБОУ «СОШ №59»
02.04.2013 г.

Как мы относимся к себе и своей нации? По последним исследованиям ЮНЕСКО удмурты считаются одной из малочисленных наций, а удмуртский язык одним из редких. Рядом с великим русским народом мы как кусочки бриллианта. Поднимать национальное самосознание наверное надо со школьной скамьи. Кто продолжит обычаи, традиции начатые дела своего народа. Это хорошо понимают в МБОУ «СОШ № 59» Первомайского района г. Ижевска. Особое место в программе развития школы уделяется национально компоненту. Около 20 лет существуют классы с углубленным изучением удмуртского языка. Под чутким руководством заслуженного учителя Удмуртской Республики Рахимовой Александры Михайловны ученики этих классов принимают участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах школьного, городского и республиканского уровня, где познают национальную самобытность удмуртского народа.

В нашей школе боле 10 лет функционирует этнографический музей «Жизнь и быт народов Урала». Под руководством библиотекаря Слесаревой Ольги Тихоновны ведется оформление музея, сбор и изучение музейных экспонатов. Удмуртский народ очень любит создавать изделия для домашнего обихода. По исследованиям ученых, удмурты занимают первое место в мире по умению работать, а удмуртские женщины пятое место по умению руководить.

Я, учитель технологии этой школы Иванов Олег Вячеславович уделяю большое внимание обучению детей труду, пониманию красоты народного искусства на уроках технологии и в кружке «Декоративно-прикладного искусства».

Каких только изумительных, красивых и наполненных теплотой детских сердец вещей не делают школьники на уроках технологии и в кружке. Это предметы домашней утвари, приспособления для рукоделия и даже мини станки. А недавно учащиеся 8 класса сконструировали, изготовили и собрали ткацкий станок. Изделие получилось на славу! Теперь оно достойно служит украшением школьного музея «Быт народов Урала». Девочки пятого класса освоили технику ткачества и ткут на этом станке салфетки, полотенца и пояса. Руководитель музея Слесарева Ольга Тихоновна быстро освоила на курсах премудрости ткачества и стала обучать детей этому красивому ремеслу. С особым интересом пробуют работать на ткацком станке и студенты УдГУ, факультета удмуртского языка и литературы. Совместно с руководителем музея мы проводим интегрированные и бинарные уроки, один из уроков прошел на семинаре учителей города.

На уроках и во внеурочное время при выборе объекта работы уделяется особое внимание проектно-исследовательской работе по изучению предметов быта удмуртского народа. Изучается большой круг источников информации: удмуртская литература, интернет ресурсы, посещение выставок народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. В ходе работы учащиеся разработали проекты: «Роль ткацкого станка для домашнего быта», «Прялка (кубо)», «История удмуртского ковша» и др. Работы школьников были высоко оценены при выступлении на научно-практических конференциях, многие из них стали лауреатами выставок ДПИ «Золотой Италмас» и «Удмурт шoмын, Удмурт сямен». Благодаря выполненным работам пополняется фонд музея национальными экспонатами.

Как мы относимся к себе и своей нации? А мы ее изучаем и созидаем, именно так можно поднять национальное самосознание.
Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия