A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / Е / Европейский Суд по правам человека

Правовой словарь: Европейский Суд по правам человека

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА —международный (региональный) судебный орган, созданный в 1959 г. для обеспечения реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Конвенция утвердила особый механизм их защиты, первоначально включавший три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками данной Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола №11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека.

До 1 ноября 1998 г. он рассматривал дела, которые поступали от Комиссии по правам человека и непосредственно от государств — членов Совета Европы. Дело обычно рассматривалось на открытом заседании суда на основе доклада Комиссии, письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. По окончании слушаний проводились закрытые прения. Решение о том, нарушены или не нарушены правовые нормы Конвенции, принималось большинством. Такое решение суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало. Ответственность за выполнение судебных решений нес Комитет министров Совета Европы. До последнего времени граждане европейских стран, направляющие жалобы в контрольные органы Совета Европы, не могли рассчитывать на быструю и эффективную защиту. Далеко не все их петиции признавались приемлемыми. Дела рассматривались очень медленно, как правило, один раз в месяц. Рассмотрение жалобы в Европейском Суде бесплатно, однако привлечение адвоката для защиты, оплата проезда в Страсбург и пребывание там составляли значительные суммы. Вступление в Совет Европы новых стран и увеличение потока петиций в его контрольные органы потребовали проведения реорганизации всего механизма контроля. Суть проведенной реорганизации — в обеспечении доступности судебного разбирательства для отдельных лиц, ускорение процедуры рассмотрения дел, повышение ее качества и эффективности.

С 1 ноября 1998 г. в соответствии с Итоговой декларацией и планом действий, подписанными главами государств и правительств европейских государств в Страсбурге 11 октября 1997 г., вступил в силу Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека. На его основе постоянно начал действовать единый Европейский Суд по правам человека вместо Комиссии по правам человека и прежнего Европейского суда. В результате такой реорганизации решения о приемлемости для судебного рассмотрения поступивших жалоб стала принимать одна инстанция, что ускорило рассмотрение исков граждан к своим государствам. Число судей, заседающих в Европейском Суде по правам человека, согласно его учреждению в соответствии с Конвенцией и с поправками, внесенными Протоколом №11, равно числу государств — участников Конвенции (в настоящее время в состав Суда входит 27 судей). Никаких ограничений на число судей — граждан одного государства не накладывается. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок из списка кандидатов, выдвигаемых каждым из государств-членов. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Срок полномочий половины первого состава суда истекает через три года после начала работы (т.е. 31 октября 2001 г.), с тем чтобы половина состава суда могла обновляться каждые три года.

Конвенция требует, чтобы судьи обладали высокими моральными качествами и либо удовлетворяли требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, либо были юристами с признанным авторитетом. Члены Суда участвуют в работе Суда в личном качестве и не представляют никакой страны. Они не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов Суда или с требованиями, накладываемыми постоянной работой на полную рабочую неделю. Срок полномочий судей истекает по достижении ими семидесяти лет. Судья может быть отстранен от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

В рамках Секций на срок 12 месяцев формируются Комитеты из трех судей. Комитеты — важный элемент структуры Суда: на них возложена значительная часть работы по отбору дел, ранее выполнявшейся Комиссией. Так, Комитет единогласным решением может объявить индивидуальную жалобу неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Из числа членов каждой Секции образуются Палаты в составе семи судей. Члены Палаты назначаются в порядке очередности. По каждому делу в состав Палаты входят Председатель Секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной в деле. Если такой судья не является членом Секции, то этот судья заседает в качестве члена Палаты ex officio. Члены Секции, не назначенные членами Палаты, участвуют в слушаниях по делу в качестве запасных судей, т.е. участвуют в совещании, но не имеют права голоса. В случае отсутствия кого-либо из судей, первоначально назначенных для участия в заседании, такого судью заменяет запасной судья. Палата выносит решения о приемлемости межгосударственных жалоб и индивидуальных жалоб в тех случаях, когда такое решение может быть вынесено без дополнительного изучения.

Большая Палата в составе семнадцати судей образуется сроком на три года. В состав Большой Палаты ex officio входят Председатель Суда, его заместители и председатели Секций. Помимо них в состав Палаты по очереди входят две группы судей, сформированные таким образом, чтобы их состав был по возможности географически сбалансирован и отражал различные правовые системы государств — участников Конвенции. Большая Палата разбирает дела по межгосударственным и индивидуальным жалобам в тех случаях, когда Палата из семи судей уступает ей свою юрисдикцию (ст. 30 Конвенции). Это чаще всего происходит в тех случаях, когда разбираемое делo затрагивает серьезный вопрос, например сложные вопросы права, не отраженные в существующей судебной практике Суда, или если решение вопроса может войти в противоречие с существующей судебной практикой. Кроме того, в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле с просьбой о передаче его на рассмотрение Большой Палаты. Наконец, Большая Палата созывается для рассмотрения просьбы о вынесении консультативного заключения, подаваемой в соответствии со статьей 47 Конвенции. Компетенция Суда ограничивается вопросами, касающимися толкования и применения положений Конвенции к межгосударственным жалобам (ст. 33 вышеуказанной Конвенции) и к индивидуальным жалобам (ст. 34 Конвенции). Кроме того, по просьбе Комитета министров Суд может давать консультативные заключения (ст. 47 Конвенции).

Любое государство — участник Конвенции может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении другим государством — участником положений Конвенции и Протоколов к ней (ст. 33 Конвенции). Межгосударственные жалобы могут подаваться вне зависимости от того, является ли жертва нарушения гражданином государства-заявителя и затрагивает ли нарушение интересы этого государства. Цель таких жалоб состоит прежде всего в том, чтобы привести в действие механизм Конвенции в связи с предполагаемым нарушением европейского общественного порядка. На практике случаев межгосударственных жалоб встречалось немного. Все они, как правило, были связаны с массовыми грубыми нарушениями прав человека. Основная часть работы Суда состоит в изучении индивидуальных жалоб, поданных в соответствии со статьей 34 вышеназванной Конвенции, которая гласит: «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России