Правовой словарь: Светское государство
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему оказывать материальную помощь церкви и религиозным общинам.
Кроме того, в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции России или вытекающих их этих статей:
- запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13);
- не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть или вражду (ст. 29);
- свобода совести (ст. 28);
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным.
общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19);
- недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29).
Конституция Российской Федерации определяет: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, указанный Федеральный закон устанавливает следующие принципы отделения религиозных объединений от государства и взаимного невмешательства в дела друг друга:
- невмешательство государством в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- невозложение государством на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- невмешательство государства в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- регулирование государством налоговых и иных льгот, оказание финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;
- создание и осуществление деятельности религиозных объединений в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
- невыполнение религиозным объединением функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- неучастие религиозного объединения в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- неучастие религиозного объединения в деятельности политических партий и политических движений, неоказание им материальной и иной помощи.
Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач. Формы такого сотрудничества весьма многообразны (например, совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян). Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов.