A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Правовой словарь: Право на обращение

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ имеет двоякое значение и может рассматриваться как:

  • форма реализации личностью права на участие в управлении государством посредством подачи обязательной для рассмотрения гражданской инициативы (петиции), с перспективной целью нормативного или организационного решения органом власти общественно значимого вопроса;
  • установленный законом способ защиты прав и свобод человека и гражданина посредством направления заявлений и жалоб в органы исполнительной или судебной власти.

Право граждан на обращения является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственным аппаратом, способствует усилению контроля народа за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, а также средством борьбы с волокитой и чрезмерным бюрократизмом. Также через обращения граждан обеспечивается обратная связь власти и граждан, возможность для власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности общества, так как обращения граждан являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития, содержат в себе сведения о процессах, происходящих в обществе.

Конституция России в статье 33 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, ограничивая, таким образом, круг субъектов данного права лишь гражданами России. Положения Конституции развиваются в законодательстве Российской Федерации. Наиболее общим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с обращениями граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Попытки принять новый общий законодательный акт об обращениях предпринимались неоднократно. Государственной Думой трижды принимался Федеральный закон «Об обращениях граждан в Российской Федерации», однако вследствие отсутствия одобрения со стороны Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и отклонения Президентом России ни одна из его редакций так и не вступила в силу. Отдельные вопросы права граждан на обращения урегулированы Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также другими кодифицированными и некодифицированными законодательными актами. Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность подачи различных по своему содержанию обращений. В нормативных актах и юридической литературе наиболее часто упоминаются такие виды обращений граждан, как предложения, заявления и жалобы.

Предложение — это обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Целью данного вида обращения является улучшение порядка организации и деятельности государственных и общественных структур, решение проблемных вопросов в различных сферах общественной жизни, совершенствование законодательства. Своим содержанием предложения имеют указание на конкретные проблемы и пути их решения. При этом предложение — это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав и свобод.

Заявление, так же как и предложение, не связано с имевшими место нарушениями конкретных, субъективных прав и интересов гражданина. Его предметом является прежде всего реализация через соответствующие органы предоставленных гражданам законных прав и свобод (например, заявление о регистрации брака, подаваемое в органы загса). Обращение с заявлением имеет место, когда реализация прав и свобод гражданина напрямую зависит от соответствующих действий адресатов, когда без таких действий осуществление прав и свобод либо невозможно в принципе либо затруднительно. Таким образом, заявление выступает как просьба, обязательная к рассмотрению, а при ее обоснованности — и к принятию по ней соответствующих мер. Кроме того, функцией заявления также является информирование адресатов о различных недостатках, недочетах, злоупотреблениях. В итоге заявление можно рассматривать в двух значениях: как заявление-просьбу и как заявление-сообщение.

Жалоба — это обращение гражданина по поводу нарушенных прав, свобод или законных интересов. Предметом жалобы является просьба дать оценку действиям (бездействию) или решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, а также физических лиц с точки зрения их соответствия законодательству, а если в их результате нарушены права, свободы или законные интересы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, то также — принять меры к восстановлению и защите нарушенных прав. Жалоба выражает собой просьбу о защите прав и интересов субъекта обращения или лиц, которых он представляет. Обжалование бывает двух видов: судебное и административное.

В науке и законодательстве зачастую выделяют также и иные формы обращений граждан, такие как ходатайства, письма, петиции и ряд других. Однако при более детальном рассмотрении можно сделать вывод, что они в полной мере укладываются в вышеуказанное трехчленное деление.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России