Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / М / Международные организации

Правовой словарь: Международные организации

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. international organizations) (см. Международное право) — важнейшая форма многостороннего сотрудничества между государствами; добровольные постоянные объединения правительственного или неправительственного характера, образуемые на основе учредительного акта для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической, культурной и др. сферах.

В современных международных отношениях международным органи зациям отводится значительная роль. Начиная с XIX в. стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций— Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тыс. международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить об их системе, центром которой является Организация Объединенных Наций.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права. Если они создаются (учреждаются) государствами, то именуются правительственными, общественными органами и организациями неправительственными. Процесс их создания включает три стадии:

  • принятие учредительных документов организации;
  • создание ее материальной структуры;
  • созыв главных органов — начало функционирования.

Наиболее распространенным способом создания международных организаций является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными, например Статут Лиги Наций; Устав ООН или Устав Организации Американских Государств; Конвенция об учреждении Всемирного почтового союза и др.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде — решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Согласованное волеизъявление государств — членов международных организаций также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например, 28 июня 1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

Признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций — меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

Одной из составляющих правового статуса международной организации является договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые договоры) либо в специальном положении (определенные категории соглашений и определенные стороны).

По характеру членства международные организации можно классифицировать на:

  • межправительственные. Различают всемирные (Организация Объдиненных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др.) и региональные (Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др.). При ряде организаций существуют специальные представительства государств (например Постоянное представительство России при ООН и др.);
  • межпарламентские (Европейский союз, Межпарламентский союз). Состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);
  • административные (Международная организация труда, имеющая свой административный трибунал и административный совет; Международное бюро труда и его административный совет). Состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международных организациях;
  • состоящие из лиц в личном качестве и др.

В последнее время в деятельности ряда международных организаций наблюдается тенденция к повышению роли органов ограниченного членства, важное значение для которых имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.

Особо следует выделять международные организации по защите прав и свобод человека и гражданина (Европейский Суд по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, Генеральная Ассамблея ООН и др.).

В международном праве различают также:

  • универсальные органы (органы ООН):
    • Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и тд.
    • Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создана для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему.
    • Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.
    • Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступила в силу в 1987 г. В 1982 г. Генеральная Ассамблея создала Добровольный фонд ООН в помощь жертвам пыток. Цель Фонда состоит в том, чтобы получить добровольные вклады от правительств, организаций, фондов, частных предприятий, а также отдельных лиц. Фонд распределяет их неправительственным организациям и центрам, помогающим жертвам пыток и их родственникам, чьи права человека были грубо нарушены в результате пыток;

  • региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод открыло отдельным лицам возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский Суд по правам человека (ЕС). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана 4 ноября 1950 г. в Риме. 3 сентября 1953 г. Конвенция вступила в силу и по состоянию на апрель 2003 г. ратифицирована 44 государствами — членами Совета Европы (всеми, за исключением Сербии и Черногории). Конвенция стала первым юридически обязательным нормативным актом, который детально кодифицировал основные права человека, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека.

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия