A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / М / Местное самоуправление

Правовой словарь: Местное самоуправление

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (см.: Основы местного самоуправления) составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, ибо является выражением власти народа и служит для самостоятельного решения населением в пределах своих полномочий вопросов местного значения (части 2 и 3 ст. 3; ст. 12; часть 1 ст. 130 Конституции России). Местное самоуправление в Российской Федерации следует понимать как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Конституция, признавая местное самоуправление в качестве необходимого элемента конституционной системы власти в государстве и обеспечивая его организационную обособленность и самостоятельность, устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Следовательно, органы местного самоуправления не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы не вправе образовывать органы местного самоуправления, назначать их должностные лиц, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке). Организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления обществом обеспечивается также и тем, что служащие органов местного самоуправления относятся законом к категории муниципальных служащих, а не государственных служащих, экономической основой деятельности местного самоуправления является не государственная, а муниципальная собственность и т.д.

Вместе с тем закрепленный в статье 12 Конституции РФ принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства подобно религиозным объединениям. Надо учитывать, что органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в государстве (власти народа), установленную Конституцией, и тесно взаимодействуют друг с другом. Органы местного самоуправления наделены публично-властными полномочиями: они вправе издавать муниципальные правовые акты, им могут делегироваться отдельные государственные полномочия. Вместе с тем это не свидетельствует об их государственной природе, так как публичная власть может быть и муниципальной.

Признание Конституцией Российской Федерации организационного обособления местного самоуправления в системе публичной власти предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед населением. Пределы самостоятельности местного самоуправления, объем компетенции органов местного самоуправления определяются Конституцией России, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.

Конституция, признавая самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, закрепляет гарантии финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления, самостоятельности определения структуры органов местного самоуправления, судебной защиты прав местного самоуправления и др. Права местного самоуправления, устанавливаемые Конституцией и федеральными законами, не могут быть ограничены. Субъекты России, определяя на основе федерального законодательства правовую основу организации и деятельности местного самоуправления на своей территории, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

Таким образом, признание Конституцией местного самоуправления одной из основ конституционного строя, необходимым элементом организации и осуществления власти в государстве, а также закрепление принципа организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий является важнейшей конституционной гарантией его развития в России.

Конституция и законы о местном самоуправлении устанавливают также и другие принципы местного самоуправления, охватывающие все его стороны организации и осуществления, такие как: верховенство Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления; коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; государственная гарантия и поддержка местного самоуправления и др.

В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Перечисленные принципы местного самоуправления получили развитие и закрепление в Европейской хартии местного самоуправления. ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.), Законе Российской Федерации от б июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако с 1 января 2009 г. последние два российских закона перестанут действовать на территории России, так как вступит в силу новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Закон уже официально опубликован. В нем установлено, что в период со дня его официального опубликования и до его вступления в силу действующие законы применяются в части, не противоречащей положениям главы 12 этого Федерального закона.

1 января 2009 г.— это новый срок вступления Федерального закона № 131-ФЗ в силу. Ранее был указан срок — 1 января 2006 г. Однако в конце 2005 г. были приняты поправки к этому Закону, по которым срок вступления Закона в силу отодвигается на три года.
Законом предлагается до 1 января 2009 г. установить переходный период. В этот период субъектам Федерации предоставляется право своими законами определять порядок и сроки, в соответствии с которыми органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Таким образом, субъектам Федерации предоставлена возможность самим решать, готовы они перейти на новый закон сейчас или в течение трех лет. Те субъекты, которые пока не готовы перейти на новую систему, будут функционировать на основе прежнего Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube