A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / К / Конституционное (уставное) толкование

Правовой словарь: Конституционное (уставное) толкование

КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ТОЛКОВАНИЕ — это компетентное толкование норм Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Согласно нормам Конституции, а также Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» толкование Конституции России относится к ведению федерального Конституционного Суда. Толкование конституций и уставов субъектов Российской Федерации действующая Конституция России не относит ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Поэтому большинство субъектов Федерации на основании статьи 73 Конституции РФ правомерно отнесли толкование конституций и уставов к собственному ведению. Это соответствует статье 27 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», относящей толкование конституций и уставов субъектов России к ведению самих субъектов, а еще более конкретно — к ведению конституционных и уставных судов субъектов Федерации. Таким образом, конституционное (уставное) толкование осуществляется:

  • федеральным органом конституционного толкования — Конституционным Судом России;
  • специализированными органами конституционного (уставного) толкования субъектов Федерации — конституционными, уставными судами, уставными палатами;
  • неспециализированными органами конституционного (уставного) толкования субъектов Федерации — законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституционное (уставное) толкование может осуществляться указанными органами как непосредственно, т.е. при помощи специальной процедуры толкования (нормативное толкование), так и в процессе рассмотрения конкретного дела по вопросам, затрагивающим в той или иной мере нормы конституций и уставов (казуальное толкование).

Конституционное толкование в федеративном государстве имеет особый характер, обусловленный той ролью, которую играют и федеральная конституция, и конституции (уставы) субъектов Федерации в «правовом поле» федеративного государства. В условиях стабильного государства и устоичивой правовой системы конституционное (уставное) толкование призвано восполнять пробелы в праве, что особенно актуально в сфере отношений на уровне «Федерация — субъекты Федерации». В ситуации же кардинальных социально-политических перемен толкование приобретает особую остроту, ибо произвольное и непоследовательное конституционное толкование, обусловленное соображениями быстро меняющейся политической конъюктуры, может повлечь кризис взаимоотношений разных уровней публичной власти, нестабильность федеративных отношений. Особую важность в деле созидания демократического правового федеративного государства приобретает толкование конституций и уставов по делам, связанным с федеративным устройством.

Конституционное (уставное) толкование — институт сглаживания противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Особое место в этой системе отведено Конституционному Суду Российской Федерации. Среди прочих своих полномочий Конституционный Суд осуществляет толкование Конституции России (ч. 5 ст 125 Конституции РФ, нормы федеральных конституционных законов «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации»). Кроме того, значительная часть полномочий Конституционного Суда в полном соответствии со статьей 125 Конституции РФ направлена на разрешение споров и противоречий, возникающих между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, что также подразумевает в той или иной степени обращение к конституционному толкованию. «Выход» на конституционное толкование просматривается и в других полномочиях Конституционного Суда. По сути, данная разновидность конституционного толкования является актом нормотворчества, а деятельность Конституционного Суда в сфере толкования — выработкой конституционно-правовой доктрины, которой должны руководствоваться все субъекты федеративных отношений, в том числе органы конституционной юстиции субъектов России с тем, чтобы не превращать единую правовую систему Российской Федерации в конгломерат сложносочетаемых прецедентов.

В условиях, когда судоустройство согласно Конституции России находится в ведении федеральных органов государственной власти, а Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит к судам субъектов Федерации кроме конституционных (уставных) судов только мировых судей, именно органы конституционного (уставного) правосудия призваны способствовать формированию единого правового пространства на территории России, обеспечивая в то же время самостоятельность субъектов Федерации, которой они наделены нормами Конституции России.

В системе конституционной юстиции страны отсутствует иерархичность, т.е. федеральный уровень (Конституционный Суд России) и уровень субъектов Федерации (конституционные и уставные суды субъектов Федерации) существуют автономно. Это в значительной степени предопределено провозглашенной самостоятельностью субъектов России, которые согласно федеральной Конституции вправе самостоятельно регулировать деятельность образованных ими органов государственной власти. Объем компетенции региональной конституционной юстиции обусловлен мерой самостоятельности самих субъектов Федерации. Однако, несмотря на это, функции обеспечения конституционной законности не могут осуществляться региональными органами конституционной юстиции совершенно автономно от федеральных, ибо законность в федеративном государстве не может зависеть исключительно от позиции региональных властей. В то же время конституционная юстиция в федеративном государстве не может быть привилегией только федерального центра.

В системе конституционной юстиции должны сложным образом комбинироваться принципы единства и самостоятельности субъектов толкования, В условиях единого конституционного пространства Российской Федерации, иерархическими составляющими которого являются не только Конституция России, но и конституции и уставы субъектов Федерации, органы констититуционной юстиции не могут существовать изолированно друг от друга. В противном случае система «прецедентного права» (которое, будучи официально непризнанным, все же существует на практике) распадется на отдельные элементы. Одни конституционные прецеденты станут противоречить другим, что, кстати, можно наблюдать уже сегодня.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России