A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / И / Исполнительное производство

Правовой словарь: Исполнительное производство

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — обеспечиваемое механизмом государственного принуждения заключительной стадией судопроизводства, в которой суды (отделы делопроизводства при соответствующих судах) совершают действия по обеспечению принудительного исполнения судебных постановлений путем выдачи исполнительного документа взыскателю, который в дальнейшем передается в соответствующее подразделение службы судебных приставов, что являет собой организационно-правовую форму реализации судебных решений. Существует три законных способа исполнения решения:

  1. передача имущества натурой тому лицу, которому оно присуждено;
  2. обращение взыскания на движимое или недвижимое имущество должника;
  3. исполнение (с разрешения суда) на счет ответчика тех действий и работ, которые тот обязан был совершить, но не совершил в назначенный судом срок.

Нормы исполнительного права содержатся в Конституции России; кодифицированном законодательством — Гражданском процессуальном кодексе (раздел VII); Арбитражном процессуальном кодексе (раздел VII); федеральных законах от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, например Семейный кодекс Российской Федерации — глава 17, устанавливающая порядок исполнения требований по взысканию алиментов; подзаконными актами: постановления Правительства России, Важное значение имеют и подзаконные акты, например Инструкция по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации и типовых форм документов, используемых судебными приставами при ведении исполнительных производств, утвержденная приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. № 225.

Исторически институт исполнительного производства сложился как продолжение судебной власти и составная часть процессуального законодательства. Долгое время нормы об исполнительном производстве почти целиком помещались исключительно в соответствующий раздел Гражданского процессуального кодекса, поскольку никакой альтернативной судебной власти в стране не было, а предшественник арбитражных судов (государственный арбитраж) практически не нуждался в специальных процедурах принудительного исполнения своих постановлений.

Исполнительное производство не следует полностью отождествлять с исполнением судебных постановлений (решений, определений), поскольку:

  • не все постановления нуждаются в исполнении (например, решения об отказе в иске);
  • из тех решений, которые должны исполняться, не для всех необходим принудительный порядок. Многие решения и, в частности решения о признании, не нуждаются в подключении механизма государственного принуждения;
  • среди судебных постановлений, для которых нужен механизм государственного принуждения, одна часть исполняется добровольно, другая — хотя и принудительно, но без использования механизма судебного исполнения (например, решения о расторжении брака, лишении родительских прав, взыскании алиментов), и только третья исполняется с использованием специально созданного судебного аппарата принудительного исполнения актов правосудия.

В 1997 г. в развитие принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную исполнительное производство организационно и юридически было выведено из непосредственного ведения власти судебной и отнесено к ведению органов исполнительной власти. Сама система судебных исполнителей была преобразована в качественно новую структуру — Службу судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, а судебные приставы-исполнители наделены более широкими полномочиями по принудительному исполнению. Основная задача судебных приставов — обеспечение установленного порядка деятельности судов. Принятие федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» позволило существенно обновить нормативную правовую базу исполнительного производства.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России