Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

Правовой словарь: Инвалид

ИНВАЛИД — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, И, III группы инвалидности и выдается индивидуальная программа реабилитации, разработанная специалистами учреждения, проводившего медико-социальную экспертизу. Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляется в соответствии с названной индивидуальной программой реабилитации, как правило, руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве ему оказывают органы опросам занятости. Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет 30 человек, устанавливается квота риема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 3%). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов (ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Для рационального трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации создаются специальные рабочие места путем проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Федерации для каждой организации в пределах установленной квоты. Такие рабочие места создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации, Государственного фонда занятости населения и за счет средств работодателей (для трудоустройства инвалидов, получивших увечье или профессиональное заболевание в организации, обязанной возмещать вред здоровью работника) (ст. 22 вышеупомянутого Закона).

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны создаваться условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, которая является обязательной для работодателя (ч. 1 ст. 23 и ч. 2 ст. 1 этого Закона). Для инвалидов I и II групп устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда и ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работам в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. В соответствии с медицинскими рекомендациями работодатель обязан устанавливать инвалидам неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Помимо указанных льгот и гарантий за работающими инвалидами сохраняются льготы, установленные им законодательством бывшего Союза ССР (ч. 2 ст. 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Проблемы, связанные с инвалидностью, в нашем государстве условно можно разделить на пять составляющих: обеспечение создания доступной среды для свободного передвижения инвалидов и беспрепятственной коммуникации; получение достойного образования в рамках интегрированных форм обучения; возможность трудовой деятельности без дискриминации в процессе трудоустройства и дальнейшей работы; расформирование стационарных учреждений для содержания инвалидов, и перевод финансирования на создание вспомогательных служб, позволяющих людям с инвалидностью жить без отрыва от «социума»; обеспечение возможности беспрепятственного получения реабилитационных услуг и технических средств реабилитации.

Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности. Создание доступности окружающей инфраструктуры (в это понятие включаете не только возможность свободно передвигаться, но получать информацию и общаться с другими гражданами) является неотъемлемой частью процесса включения инвалидов во все аспекты общественной жизни. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» это продекларировано; подтверждением стремления власти решить эту проблему является принятие региональных законодательных актов об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов ко всем объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Другим важным вопросом является обеспечение свободной коммуникации для некоторых категорий людей с инвалидностью. Прежде всего, это касается инвалидов по слуху и зрению. До сих пор только незначительная часть телевизионных программ идет с субтитрами для слабослышащих граждан, и жестовый язык не признан как официальное средство межличностного общения. Из-за этого инвалиды по слуху оказались в культурной и социальной изоляции от основной части общества и не могут равноправно пользоваться основными бытовыми и профессиональными услугами со стороны государства и частного сектора. Незрячие люди во многом также не имеют возможности свободно получать информацию. Примером того могут служить и крайне редкое использование шрифта по Брайлю в любых государственных и общественных учреждениях, а также трудности ориентации на улицах и в общественном транспорте (рельефные направляющие, сопровождение текстовой информации звуком и т.д.). Эти нововведения не требуют больших финансовых затрат, а зависят только от желания общества и власти решать эти проблемы.

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия