A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Правовой словарь: Губернатор

ГУБЕРНАТОР (от лат. gubernator — правитель; англ. governor) — в России с начала XVIII в. высший правительственный чиновник, возглавляющий управление губернией, осуществлявший административные, полицейские и во-енные функции. Должность губернатора была учреждена Петром I в 1708 г. и существовала до 1917 г.

В Российской Федерации с начала 90-х годов XX в. губернатор — официальное название должности главы исполнительной власти (главы администрации) в некоторых субъектах Федерации (напр., в Красноярском, Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах и др.). Губернатор организует и возглавляет исполнительную власть на территории субъекта Федерации. Его статус определяется конституционным законодательством соответствующих субъектов России. Например, согласно статьям 52—63 Устава Приморского края губернатор края — высшее должностное лицо, осуществляющее государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией России 1993 г., федеральными законами, Уставом Приморского края, законами края и договорами с органами государственной власти Российской Федерации, если эти договоры относятся к осуществлению исполнительной власти.

В штатах США, Бразилии, Мексики и других государствах, а также в крупных административно-территориальных единицах (провинция, департамент) Бельгии, Испании и др., губернатор — высшее должностное лицо.

В России губернаторы всенародно избирались до декабря 2004 г. до внесения поправок в федеральные законы: от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации» и от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые кардинальным образом изменили порядок замещения должности главы субъекта Российской Федерации. Ранее в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» глава субъекта Федерации (президент или губернатор) избирался народом сроком на пять лет и мог быть избран только на два срока подряд. Впрочем, это ограничение многие из глав субъектов Федерации успешно «преодолевают» и некоторые из них продолжают исполнять свои обязанности по три-четыре срока подряд. Связано это с тем, что 6 февраля 1999 г. в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» была внесена поправка, согласно которой сроки пребывания в должности для действующих глав регионов стали отсчитываться с даты принятия этой поправки.

Порядок избрания губернаторов был следующим. Глава субъекта Федерации избирался прямым тайным голосованием избирателей конкретного региона; порядок выборов в конкретном регионе определялся законодательством этого региона. Действовала мажоритарная система абсолютного большинства: кандидат считался избранным, если в первом туре получал 50% плюс один голос. Если этого не происходило, через две недели проходил второй тур выборов, в котором соперничали две кандидатуры, набравшие простое большинство голосов в первом туре. Победившим считался кандидат, набравший больше голосов по сравнению с другим (если бы во втором туре применялся принцип не относительного, а абсолютного большинства, то кандидат опять мог бы не набрать нужного количества голосов).

В настоящее время действует принципиально иной порядок. Президент России предлагает кандидатуру (кандидатуры) главы субъекта Федерации представительному (законодательному) органу (собранию) субъекта Федерации, которое и принимает решение путем голосования. Если законодательное собрание двухпалатное, то голосование за предложенную Президентом кандидатуру на должность губернатора решается на совместном заседании палат. Однако эта процедура — уже не выборы. В Законе она формулируется как «наделение гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации». После того, как законодательное собрание одобрило путем голосования предложенную Президентом России кандидатуру, Президент подписывает указ о ее назначении на должность. Таков механизм, предложенный в вышеуказанном Законе.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России