A A B
Б Ч Ц
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 23–31 МАРТА
ОРАТОРСКИЙ
ТУРНИР
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Правовой словарь: Государство

ГОСУДАРСТВО (лат. imperium, civitas; англ. state) (см.: Государственный суверенитет; Государственные символы; Государственный язык; Государственный строй; Государственное управление) — в теории государства и права — способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. Объективным выражением государства является совокупность представительных, исполнительных и судебных государственных органов, образующих государственный аппарат. Форма государства характеризуется тремя составляющими — формой правления, формой государственного устройства и государственно-правовым режимом. От организации власти, существовавшей в первобытном (догосу-дарственном) обществе, государство отличается: территориальной организацией власти; наличием особого публичного управления, обладающего специальным аппаратом принуждения (суд, полиция, армия и тд.); юридической принадлежностью населения к государству, выражающемуся в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях); созданием финансово-налоговой системы.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков. Государство:

  • в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего населения (общества), объединяемого им по признаку гражданства или подданства;
  • обладает государственным суверенитетом (верховенством на своей территории и независимостью в международных отношениях) и является единственным носителем суверенной власти;
  • формирует право — издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;
  • создает сложный механизм (аппарата) управления обществом, социальными сферами и процессами. Специфика органов, образующих в своей совокупности государственный аппарат, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим оформлением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом их способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения;
  • единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. В разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

Древнейшие государства принадлежали к восточному типу и возникали в процессе становления частной собственности, требовавшей организации власти, способной обеспечить порядок и спокойствие собственников. Первоначально античное государство являлось инструментом подавления, которым пользовалась аристократия против др. сословий (с IX в. до н.э.). В греческих полисах с началом использования рабского труда и завоеванием демосом политических прав государственная система служила поддержанию рабовладельческой системы («рабовладельческая демократия», приблизительно с VI в. до н.э.). В Риме после изгнания царей (VI в. до н.э.) наблюдалось анало-гичное развитие. С конца II в. до н.э. по мере обострения социальной и классовой борьбы в римском обществе государство стало все более принимать характер военной диктатуры, воплотившейся в форме принципата (ранняя Римская империя). К III в. н.э. развились новые формы производственных отношений, потеснившие рабство (колонат), что обусловило возникновение нового вида государства (домината), ставшего орудием подавления сословий, находившихся в различных формах предфеодальной зависимости.

Существуют разные взгляды на возникновение государства. Остановимся на некоторых из них.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в Законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В Древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Патриархальная теория широкое распространение получила в Древней Греции и рабовладельческом Риме, а второе дыхание — в период средневекового абсолютизма. У истоков этой теории стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Органическая теория — ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV—III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договора, заключенного между людьми, с целью обес- печения их безопасности и справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII— XVIII вв. Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, — основа законной власти.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, — война и завоевание. Так, австрийский го-сударствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств Царит сложный закон природы. К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им Дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания».

Главное предназначение современного государства — служить обществу.
В этих целях государство должно:

  • устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного соцального компромисса;
  • обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
  • защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
  • выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитиии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

В идеале назначение государства — служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек — высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку — сложная задача.

Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т.п..

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Прина-) длежность личности к тому или иному государству меньше зависит от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия — армии, служб охраны порядка и безопасности, а также обладает рядом исключительных прав, присущих только ему: право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер, и др.

Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Другие взносы и сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоговая служба является важнейшим элементом любого госу- дарства, а сами налоги выступают как индикатор взаимоотношений между государством и обществом.

Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — исполнительная, законодательная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомагательную, служебную роль. Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняются государством. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п.

Одной из характерных особенностей современного развития государства является стремление к универсализации его моделей. Ученые — политологи, правоведы справедливо указывают на пределы такой универсализации, на деликатностьб применения одного и того же рецепта эффективности государственной власти к различным государственно-проавовым системам и культурам. К примеру, занимаясь идеей создания нового транснационального путеводного образа государственности, исследователи неизбежно говорят об «уходе государства» (Entstaatlichung), его внутренней и внешней эроззии, о новой модификации государственной деятельности, новом структурировании процесса приятия государственных решений.

В начале нового столетия популярны концепции (например, немецкого политолога О. Хёффе) о том, что эпоха суверенного государства закончилась или подходит к концу, а чтобы справиться с вызовами глобализации, необходимо развитие глобальной надгосударственной организации или даже создание мирового государства. Некоторые исследователи (профессор университета Джавахарлала Неру — Б.С. Чимни) считают, что растущая сеть международных организаций и институтов — экономических и политических — влечет за собой создание глобального государства, задача которого заключается в реализации интересов транснационального капитала в системе международных отношений. Оно характеризуется как имперское.

Более умеренные позиции состоят в признании «мирового порядка без государства», но с комплементарной надгосударственностью.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube