Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / Ф / Федеральное Собрание Российской Федерации

Правовой словарь: Федеральное Собрание Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В соответствии со статьей 94 Конституции России высшим представительным (законодательным) органом в России является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Наименование «Федеральное Собрание» подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией России (ст. 71—73) разделения законодательных прерогатив.

Для Федерального Собрания характерны следующие специфические признаки.

  • Оно является учреждением парламентского типа, обладающим правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативных правовых актов. В вышеупомянутой статье 94 Конституции России впервые закреплено, что Федеральное Собрание — это парламент Российской Федерации.

  • Федеральное Собрание функционирует в механизме горизонтального (это разделение между законодательной, исполнительной и судебной властью) и вертикального (это отношения Федерации и ее субъектов) разделения властей. Федеральное Собрание не является вышестоящим органом по отношению к иным представительным коллегиальным органам государственной власти; не руководит парламентами субъектов Федерации, депутатскими коллегиями, которые избираются муниципальными сообществами; осуществляет законодательные полномочия только по тем вопросам и в тех пределах, которые в соответствии с разграничением полномочий между Россией и ее субъектами, между Федерацией и местным самоуправлением отнесены к ведению Федерации.

  • Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Во-первых, это представительство общенационального федерального уровня. Федеральное Собрание выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. Во-вторых, в силу того, что Федеральное Собрание — это не единоличный, а коллегиальный орган, — оно осуществляет наиболее широкое и многообразное представительство социальных, партийных и тд. интересов.

    Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием депутатов Государственной Думы на свободных демократических выборах и формированием Совета Федерации.

  • Федеральное Собрание является законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Это означает, что оно является федеральным органом государственной власти, имеющим право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.

  • Федеральное Собрание обладает наряду с законодательными контрольными полномочиями. Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В Конституции, например, закреплено право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству России (ст. 103, 117 Конституции 1993 г.), право регулировать направления деятельности Правительства и др.

  • федеральное Собрание обладает финансовыми полномочиями. Содержанием этой функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также реализации этой палатой полномочий, связанных с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Банка России. Кроме того, через Счетную палату Федеральное Собрание осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

  • Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти. Характеристика Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать решения в сфере своей компетенции.

  • Федеральное Собрание является двухпалатным органом Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная Дума Каж-1 дая из палат имеет своего Председателя, его заместителей, комиссии и комитеты палаты. Обе палаты не имеют общих руководящих административных органов и общих должностных лиц Однако обе палаты двухсторонними усилиями вправе: создавать орган временного характера — согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе (п. 4 ст. 105 Конституции РФ); на паритетной основе избирать Счетную палату — орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ). Совет Федерации и Государственная Дума формируются различным образом.

    Функционируют они в режиме раздельных заседаний. Согласно Конституции России палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания только в трех случаях: для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда России, выступлений руководителей иностранных государств (п. 3 ст. 100).

    Каждая из палат имеет собственную компетенцию, закрепленную в статьях 102 и 103 Конституции РФ. Круг вопросов, решаемых Советом Федерации, не совпадает с вопросами ведения Государственной Думы. Правом принятия федеральных законов наделена только Государственная Дума, а Совет федерации правомочен лишь одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

    Кроме того, для статуса Государственной Думы характерна большая ориентация ее полномочий на процедуры назначения важнейших должностных лиц исполнительной и контрольной власти, от которых зависит решение финансовых и социально-экономических вопросов, на решение вопросов, связанных с оценкой деятельности Правительства России. А статус Совета Федерации в большей степени ориентирован на решение проблем системы обеспечения безопасности и правопорядка, конституционной законности в Российской Федерации; на решение вопросов, касающихся федеративного устройства.

  • Члены Федерального Собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой. В действующей Конституции Российской Федерации и законодательстве закрепляется принцип несовместимости мандата с другими видами оплачиваемой деятельности — за исключением научной, педагогической и иными видами творческой деятельности.

  • Согласно Конституции Российской Федерации палаты Федерального Собрания формируются различным образом.

    В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (п. 2 ст. 95 Конституции РФ). Общее число его членов составляет 178 человек.

    19 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации» (с изм. от 16 декабря 2004 г.), согласно которому член Совета Федерации — представитель законодательного (представительного) органа государственной власти избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах — избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий палаты), а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем исполнительного органа государственной власти) на срок его полномочий.

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года посредством выборов ее депутатов на основе принципов всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 3 ст. 95, п. 1 ст. 96 Конституции РФ). Порядок выборов устанавливается Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  • Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах — заседания палат, совместные заседания палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.
  • Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия