A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Правовой словарь: Федеральные округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА (национальные, столичные и т.п.) — специальные политико-территориальные единицы — место пребывания правительства страны и расположения столицы (США, Австралия, Мексика, Бразилия и др.). Указанные обстоятельства определяют особый статус федерального округа: обычно это — единицы центрального подчинения. В основе концепции создания федерального округа, которая в наиболее полном виде была сформулирована в США, лежат опасения законодателей, что штат, в котором расположена столица, получает таким образом преимущества. Создание единицы с особым статусом, не подчиненной никакому штату, позволяло избежать этого.

Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания Федеративного договора от 31 марта 1992 г. создало определенные сложности в управляемости Российским государством. В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции России со стороны субъектов Российской Федерации. Возник вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства. Слабая координация взаимодействия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обнаружила проблемы несоответствия законодательства; несогласованной политики по линии исполнительной власти; неэффективного взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Реализуя свои конституционные полномочия по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, Президент Российской Федерации Указом от 13 мая 2000 г. № 849 преобразовал институт полномочных представителей Президента России в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и утвердил соответствующее Положение о них. Данным Указом были определены перечень и структура семи федеральных округов, охватывающих все пространство России. Как отметил Президент России в своем Послании Федеральному Собранию 2000 г., суть этого решения заключалась не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях, не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти, не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.

Перечень федеральных округов:

  • Центральный федеральный округ (центр — г. Москва);
  • Северо-Западный федеральный округ (центр — г. Санкт-Петербург);
  • Южный федеральный округ (центр — г. Ростов-на-Дону);
  • Приволжский федеральный округ (центр — г. Нижний Новгород);
  • Уральский федеральный округ (центр — г. Екатеринбург);
  • Сибирский федеральный округ (центр — г. Новосибирск);
  • Дальневосточный федеральный округ (центр — г. Хабаровск).

Установленный Президентом перечень семи федеральных округов был определен аналогично делению России на семь федеральных военных округов. Поэтому по группировке субъектов Федерации в федеральных округах они лишь в определенной мере совпадают с композицией экономических районов России, так как последних, как известно, восемь. При формировании округов использовался территориальный принцип, поэтому в составе каждого округа имеются разные виды субъектов Федерации (республики, края области, автономные округа и т.д.).

Смысл создания федеральных округов раскрывается через статус полномочного представителя Президента страны в федеральном округе. В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента России в федеральном округе данные должностные лица обладают такими важными задачами и функциями в федеральном округе, как:

  • организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики России, контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти;
  • обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ, координации деятельности органов исполнительной власти;
  • предоставление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение главе Российского государства соответствующих предложений;
  • анализ эффективности деятельности правоохранительных органов, а также состояние кадровой обеспеченностью в этих органах и внесение Президенту соответствующих предложений;
  • организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями.
Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России