A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / Ф / Федеративное государство

Правовой словарь: Федеративное государство

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (лат. foederatio — союз, объединение) (см.: Федерализм) — сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты — в США, земли — в ФРГ, республики, области, края, автономные округа и область, города федерального значения в России) или даже суверенитетом (кантоны — в Швейцарии, республики — в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (США, Швейцария, Россия). В федерации существует двойная система законодательства — федеративное и законодательство субъектов федерации. Бытует распространенное заблуждение, что унитарные государства — мононациональные, а федеративные — многонациональные. В действительности это не так. Болгария — многонациональное унитарное государство, а США — мононациональное федеративное. В основе различия между унитарными и федеративными государствами лежит форма деления территорий и система организации органов государственной власти. Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации (например, США, ФРГ, Мексика, Бразилия и др.), национальные федерации (например, бывшее СССР, Чехословакия и др.), а также смешанные {административно-национальные), например, Российская Федерация. Различие между ними состоит в том, что в административных федерациях в основу деления территории положены объективные критерии: рельеф местности, климатические условия, размещение полезных ископаемых, плотность населения, сложившиеся хозяйственно-экономические связи, исторические традиции и т.д. А в национальных федерациях в основу территориального деления положен субъективный фактор — национальный состав населения. Поэтому национальные федерации оказались непрочными формами государственного устройства.

Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с Конституцией России (ст. 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа (территориальной и национальной), поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании Федеративного и иных договоров.

Существуют и другие типы федерации: централизованные и нецентрализованные. Объем прав по вертикали распределяется в федеративном государстве на основе одного из двух принципов — субсидиарности (например, США, Швейцария, Канада) или централизации (например, Индия) либо на основе их сочетания. Отсюда в зависимости от выбора принципа распределения объема прав можно говорить о нецентрализованной или централизованной модели федерализма.

Синонимом понятия «федеративное государство» является термин «федерация».

Федерация — это добровольное объединение двух и более суверенных государств, делегирующих такому объединению значительную часть своих суверенных прав. При этом часть классиков федерализма (Г. Еллинек, П. Лаванд, В. Уиуллоуби) исходила из того, что суверенитетом обладает только федерация в целом, другие (М Зайдель, Д. Кальхаун) считали, что, наоборот, суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федерации наделялись конституционным правом свободного выхода из союза. Итак, под федерацией понимается сложное государство, составными частями которого являются государства-члены или государственные (государствоподобные) образования, называемые штатами (в США и Индии), землями (в Австрии), провинциями (в Аргентине и Пакистане). Они рассматриваются как субъекты федерации и занимают всю или почти всю территорию государства. Б некоторых федерациях наряду с субъектами есть и несубъекты: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения и др. Несубъекты федерации имеют иной правовой статус по сравнению с субъектами. Впрочем, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, иногда в реальной жизни некоторые черты федерализма и унитаризма бывают соединены.

Основные признаки федерации:

  • территория федерации состоит из территории ее субъектов;
  • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией;
  • субъекты федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • две системы суда (федеральная и региональная);
  • двухканальная система налогов (федеральная и региональная) и т.п.

Классификация основных моделей (типов) федерации:

  • по способу создания:
    • договорные федерации возникают в основном «снизу» на основе соглашения (договора, учредительного пакта), заключаемого между самостоятельными государствами или государствоподобными образованиями. Такое соглашение может быть заключено сразу между всеми объединяющимися государствами, а затем в федерацию вступают другие возникающие государственные образования. Так, например, шло развитие созданного в 1922 г. СССР и образованных в 1787 г. США. Договор может заключаться и между отдельными государственными образованиями, без какого-либо акта общею характера;
    • конституционные федерации создаются в основном «сверху», иногда под внешним давлением, в результате актов государственной власти. Они учреждаются обычно путем принятия конституции или поправок к ней. Например, после Октябрьской революции 1917 г. в России актами центральной власти (декретами) была создана федерация, в итоге закрепленная в Конституции 1918г. Какого-либо общего соглашения автономий о создании федеративного государства не заключалось, не было соглашений с областями и краями, которые до 1992 г. (заключение Федеративного договора) рассматривались не в качестве субъектов федерации, а были административно-территориальными единицами;
    • договорно-конституционные федерации сочетают в себе признаки договорных и конституционных федераций. Современная Российская Федерация является договорно-конституционной. В 1992 г. были заключены три федеративных договора о разграничении предметов ведения между Федерацией и республиками в составе Российской Федерации; между Федерацией и краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом; между Федерацией и автономной областью и автономными округами;
  • по способу взаимоотношений федерации и ее субъектов:
    • федерации на основе союза (по воле штатов и кантонов были созданы федерации в США и Швейцарии; именно такой федерацией являлся бывший СССР) характеризуются договорным характером их происхождения (создаются «снизу», на основе волеизъявления объединяющихся государств или государственных образований). Сейчас таких федераций «в чистых формах» в мире не существует;
    • федерации на основе автономии (Индия);
  • по способу распределения и осуществления властных полномочий:
    • централизованные федерации (Пакистан, Венесуэла, Мексика) характеризуются созданием политического механизма, ограничивающего региональную власть;
    • относительно децентрализованные федерации (США, Германия, Австрия). Их субъекты владеют значительным объемом полномочий в политической, экономической и социальной сферах;
  • по принципу симметрии:
    • симметричные федерации обычно возникают «снизу», на основе союза государств или государственных образований. Но это вовсе не обязательно. Чехословацкая федерация, существовавшая до 1993 г., была создана путем изменения Конституции в 1968 г. (до этого в Чехословакии существовала асимметричная федерация, созданная на основе договора 1964 г.). Танзания является крайне асимметричной федерацией. Швейцария, возникшая в 1291 г. на основе союза трех горных кантонов, сначала была симметричной, но затем в ней появились полукантоны, преобразовывавшиеся в кантоны;
    • асимметричные федерации имеют три разновидности:
      • Первая асимметричная модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации, которые равноправны, в ее состав входят другие территориальные образования: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения.
      • Вторая асимметричная модель включает только субъекты, но они различны, и в данном случае других территориальных образований нет. Близка к такой модели Швейцария, включающая 23 кантона, но три из них делятся еще на полукантоны. Наиболее типичной формой такой модели является Россия.
      • Третья асимметричная модель — «скрытая асимметрия». Такая федерация может состоять только из однопорядковых субъектов, имеющих одинаковые названия, но они равны не во всех отношениях. Выше уже говорилось о неравном представительстве субъектов федерации в парламентах Германии и ОАЭ. Разделение федерации на симметричные и асимметричные не имеет абсолютного характера. Абсолютно симметричных федераций с юридической точки зрения, не говоря уже о фактической роли их различных субъектов, не существует. Даже там, где в федерации есть только одна категория составных частей (например, земли в Австрии и Германии, эмираты в ОАЭ), присутствуют некоторые элементы асимметрии. В России есть только субъекты, нет территорий, нет даже особого федерального (столичного) округа.

Исходя из сущности современных федераций ученые выделяют следующие исторические типы федераций:

  • «западноевропейский» тип (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария) — это старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью;
  • «североамериканский» тип (США, Канада, Австралия) — это старые англоязычные «переселенческие» федерации, созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти;
  • «латиноамериканский» тип (Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия) — старые «переселенческие» федерации, созданные «сверху» в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах;
  • «островной» тип (Федеративные Штаты Микронезии, Коморские острова) — молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные;
  • «афро-азиатский» тип (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР) — молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные «сверху» на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации, высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в центре и на местах;
  • «нигерийский» тип (Нигерия, Пакистан, Эфиопия) — молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного устройства использованы центральными властями как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.

В отечественной юридической науке появились исследования, подвергающие критике сам подход к выделению различных моделей федерализма и их типологизации. По мнению Л.M. Карапетяна, Б.Б. Задарновского, единственной «моделью» федерализма является федерализм, и в этой связи можно лишь говорить об особенностях федераций, но никак не федерализма. С таким подходом не согласна И.А. Конюхова, по мнению которой, отказ от исследования федерализма на основе идентификации его особенностей и выделения различных моделей, характеризующих специфику систем разделения государственной власти по вертикали, степень развития демократии и эффективность федеративного устройства, едва ли оправдан. Подобную точку зрения высказывает и В.Е. Чиркин, по мнению которого, нельзя отрицать многообразие моделей федерализма. Более того, такой научный «аскетизм» может снизить практическую значимость научных исследований, посвященных данной проблематике.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России