A A B
Б Ч Ц



Благотворительный фон 'Радость Детства'
Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Правовой словарь: Болонский процесс

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его формирование началось с середины 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли Декларацию о европейском пространстве для высшего образования (или Болонскую декларацию).

Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.) и Бергене (2005 г.), в Лондоне (2007 г.).

В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран. Участниками Болонского процесса и вышеуказанной Декларации, именуемой также «Зона европейского высшего образования», являются: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Македония, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания.

Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран. Предпосылкой, способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки, восходящему к Гумбольдту и Лейбницу. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России. Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками: с 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран — участниц Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра; до 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Вначале в документах Болонского процесса упоминались два уровня высшего образования — «бакалавр» и «магистр». При этом не должно быть никаких сомнений, что англоязычный педагогический термин «master» следует переводить на русский язык в контексте Болонского процесса именно термином «магистр»; появление в некоторых российских публикациях варианта «мастер» только запутывает дело и искажает картину.

Третий уровень — «доктор» — отдельно не упоминался в Болонской декларации, так как вначале считалось, что только незначительное количество магистров будет переходить на этот уровень. На Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в европейских странах, в 2003 г. было принято решение включить в эту диаду третий уровень — «доктор». Вот как сформулировано это положение в Коммюнике конференции «Реализация европейского пространства высшего образования»: «Осознавая необходимость укреплять связи в Европе Знаний между европейским пространством высшего образования и европейским исследовательским пространством, а также подчеркивая важность научных исследований в качестве неотъемлемой части высшего образования по всей Европе, министры считают необходимым расширить рамки двух основных циклов высшего образования и включить докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса». На конференции Европейской ассоциации университетов в Граце (2003 г.) делегаты, в основном ректоры европейских университетов, обратились к правительствам стран Европы с призывом «полностью признавать докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса».

Бакалавр по европейским меркам — это высшее образование. Выпускники вузов с данным дипломом должны трудоустраиваться как работники с высшим образованием. Непривычность названия «бакалавр» для российских работодателей вполне может быть преодолена принятием необходимых юридических актов и целенаправленной разъяснительной работой в средствах массовой информации.

Степень бакалавра хотя и является высшим образованием, в некоторой мере ограничивает свободу трудоустройства человека, ее получившего. В российских условиях следует запретить бакалавру напрямую получать высшее образование третьего уровня, минуя второй, иными словами, бакалавр не сможет поступить в аспирантуру (или докторантуру, если аспирантура станет так называться на европейский манер). Вероятно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего образования.

БиблиоПривет! Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России