A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Правовой словарь: Автономия

АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia — самоуправление) — самоуправление отдельной части государства (региона, административной единицы), а также предоставление проживающим на этой территории этническим группам (национальным меньшинствам) особых прав в сфере местного самоуправления и культуры. Традиционным является деление автономии на территориальную и национально-культурную (экстерриториальную).

Территориальная автономия — это самоуправляющаяся территориальная единица, действующая в рамках конституции или закона.

Национально-культурная автономия основана на признании права самоопределения этнических общностей вне конкретных территориальных образований. Она складывается там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями иных этнических групп. Национально-культурная автономия позволяет удовлетворять потребности различных народов в их культурном развитии, не разделяя народы на титульные и нетитульные. Впервые идея национально-культурной автономии была детально разработана в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основе их концепции лежала мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе большинства межнациональных распрей, а национальные союзы, создаваемые на основе добровольного волеизъявления.

В составе России в качестве ее субъектов находятся одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов (Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Арлгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа), федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ установлено, что с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область — в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (ст. 1).

Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Согласно части 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Так, 7 из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем 5 из них — более 0,5 млн кв. км. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией России, федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе России; другими федеральными актами.

Автономная область и автономные округа:

  • обладают элементами учредительной власти, что проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты;
  • располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия;
  • образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции России, Федеративного договора, уставов автономной области и автономных округов.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе России, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои отношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов.

Конституция Российской Федерации и уставы автономной области и автономных округов определяют их предметы ведения. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий России, решаются ими самими.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан России в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», который устанавливает, что организационные основы национально-культурной автономии в России определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации о культуре Россия гарантирует всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, право на культурно-национальную автономию. Федеральный закон от 30 июня 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» предоставляет малочисленным народам право создавать национально-культурные автономии в целях сохранения и развития своей самобытной культуры.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Национально-культурной автономии предоставлен широкий комплекс прав:

  • получать со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать учреждения культуры, образовательные и научные, обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В России предусматривается организация трех уровней деятельности национально-культурных автономий. В зависимости от этого национально-культурные автономии подразделяются на:

  • местные автономии (городские, районные, поселковые, сельские). Они образуются путем консолидированного решения местных национальных объединений. Право создавать национально-культурную автономию принадлежит только объединениям граждан;
  • региональные автономии (действуют на уровне субъектов Российской Федерации). Их образование, как правило, идет двумя путями:
    • создаются местными национально-культурными автономиями на учредительном съезде;
    • если в пределах конкретного субъекта Российской Федерации учреждена только одна местная национально-культурная автономия граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, в этом случае такая автономия может приобрести статус региональной;
  • федеральные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными национально-культурными автономиями двух или более субъектов Российской Федерации. Если в пределах страны создана только одна региональная автономия граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус федеральной.

На сегодняшний день в России зарегистрировано 9 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и свыше 170 местных. Создание национально-культурной автономии должно сопровождаться обязательной государственной регистрацией. Для некоторых других общественных объединений регистрация необходима только тогда, когда объединение желает получить статус юридического лица и само заявит об этом (см. ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Обязательная же государственная регистрация при создании союза необходима тогда, когда характер его будущей деятельности имеет большое значение для государства. В этом смысле национально-культурные автономии стоят в одном ряду с политическими партиями, при создании которых также обязательна регистрация.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube