A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / A / Антимонопольное законодательство

Правовой словарь: Антимонопольное законодательство

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, препятствующие злоупотреблению хозяйствующим субъектом или группой лиц своим доминирующим положением, а также совершению ими иных действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из вышеупомянутого Федерального закона, иных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

  • соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;
  • соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.

Если существует опасение относительно доминирующего положения хозяйствующего субъекта, необходимо выяснить его возможности увеличивать цены значительно выше сложившихся в результате конкуренции на длительный период времени; оценить возможности других хозяйствующих субъектов по производству аналогичного продукта или увеличению объема его предложения на рынке; оценить возможности поставки данного продукта на данный рынок с других географических рынков в случае роста цен, а также оценить вход «de novo» — т.е. возможность предприятий, не производящих до этого продукт, выступить на рынке в качестве поставщика.

Некоторые типы соглашений между потребителями не ограничивают конкуренцию и не вызывают возникновения доминирующего положения. Например, группа владельцев грузовиков договорилась о совместном строительстве станции для совместного обслуживания; или группа конкурирующих предприятий (фирм) может договориться о совместном фонде для проведения исследований, финансирование которых не под силу каждому из них в отдельности. Нарушение антимонопольного законодательства может наступить при наличии в соглашении хотя бы одного фактора, направленного на:

  • установление высоких цен;
  • представление фальсифицированных предложений на торгах:
  • раздел рынков;
  • вытеснение с рынка другого хозяйствующего субъекта;
  • отказ от заключения договоров.

Доминирующее положение может возникнуть в результате:

  • государственной политики, включая предоставление субсидий или других льгот;
  • эффективной производственной или научно-технической стратегии;
  • сговора (явного или тайного);
  • горизонтальных, вертикальных или конгломеративных слияний;
  • хищного (агрессивного) поведения хозяйствующего субъекта.

Хозяйствующие субъекты для сохранения своего доминирующего положения стремятся создать всевозможные препятствия (барьеры) доступу на рынок новых предприятий и продавцов. Нестратегические барьеры существуют независимо от поведения уже функционирующих на рынке хозяйствующих субъектов; стратегические — намеренно создаются действующими на рынке хозяйствующими субъектами, чтобы сделать вступление на него непривлекательным. Главная особенность этих действий состоит в том, что они невыгодны потребителю.

Поведение на рынке считается антиконкурентным, когда занижение цены происходит лишь на короткое время, ибо падение цены чаще всего прекращается и уступает место ее росту, как только хозяйствующий субъект, являющийся мишенью такого поведения, покидает рынок. И, напротив, можно считать, что острота конкуренции возрастает, когда хозяйствующий субъект идет на значительное понижение цены, приближая ее к затратам, но при этом не ставит как важную цель вытеснить других производителей с рынка.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube