A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / A / Административное право

Правовой словарь: Административное право

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Система административного права — это его внутреннее строение как отрасли права (выделение Общей и Особенной частей), совокупность норм административного права, объединенных в правовые институты. Административное право использует три юридические возможности, метода правового регулирования: предписание, запрет, дозволение.

Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях.

Запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях.

Дозволение — юридическое разрешение совершать определенные действия либо не совершать их по своему усмотрению.

Предмет административного права — общественные отношения, возникающие, как правило, на основе принципа власти и подчинения в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — органами исполнительной власти и гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников можно выделить наиболее типичные их виды. Это отношения между:

  • соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
  • несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, между федеральными министерствами, администрациями областей);
  • субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
  • субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
  • субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
  • субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • субъектами исполнительной власти и гражданами.

Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления, эти нормы составляют его первую (общую) часть; нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть административного права; и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере админист-ративно-юрисдикционной деятельности, которые образуют третью часть. Основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права, сформулированы в принципах административного права. К их числу относятся такие основные принципы: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность и др. Источниками административного права являются нормативные правовые акты органов государственной власти (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube