Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

«ЭКОлесица»

Проект-дипломант 1 степени на городском уровне в рамках акции
«Дни защиты природы от экологической опасности»

Отмечен Поощрительным Дипломом Министерства
природных ресурсов и охраны окружающей среды УР

Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Она настолько обострилась за последние десятилетия, что сегодня не осталось ни одной сферы жизни общества, которой бы эта проблема не коснулась. В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения, но особенно детей и подростков, так как именно им принадлежит будущее. В конечном счете, от степени образованности и воспитанности молодых зависит дальнейшая судьба нашей планеты.

Библиотека – универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением.

Экологическое просвещение читателей – одно из приоритетных направлений в деятельности Центральной муниципальной детской библиотеки. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их читателю. При этом используются самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая созданием собственных информационных ресурсов.

В 2013 году в рамках акции «Дни защиты природы от экологической опасности» библиотека реализует проект «ЭКОлесица: или вперед к вершинам экологических знаний».

Цель проекта

Экологическое просвещение подрастающего поколения.

Задачи

  • формирование через книгу и информацию экологического сознания и экологической культуры;
  • приобщение детей к миру природы, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами;
  • формирование у детей желания сохранить окружающую среду и осознать взаимосвязь между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личной симпатии и антипатии;
  • формирование эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • продвижение документного фонда библиотеки;
  • организация рационального, культуротворческого досуга детей.
Анализ деятельности

Для выполнения поставленных задач у библиотеки имеются все необходимые условия. Прежде всего, это фонд информационных документов, из которого 2000 экземпляров по экологической тематике. Особой популярностью у читателей пользуются выписываемые периодические издания: «Филя», «Тошка и компания», «Винни и его друзья», «GEOленок», «Кот и пес», «Друг кошек», «Друг собак», «Лазурь». Ежегодная книговыдача материалов по экологии составляет 16000 экземпляров. Вот некоторые примеры запросов читателей: «Растительность России», «Как вода реагирует на звуки», «Морские биоресурсы», «Плесень на пищевых продуктах», «Как влияет газированная вода на организм человека», «Ядовитые растения», «Экология дома», «Проблема утилизации бытовых отходов», «Проблема очистки промышленных стоков», «Почему у птиц разные клювы» и др.

Часть запросов выполняется специалистами библиотеки и через ресурсы Интернет, в том случае если недостаточно книжного материала.

Ежегодно библиотека проводит разнообразные культуротворческие мероприятия: беседы, викторины, игры, обсуждения, театрализованные постановки и т.д., позволяющие в игровой доступной форме усвоить ребенку основы экологических знаний, выявить проблемы и сделать правильные выводы. Особенно востребован среди педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов цикл бесед «Планета чудес», который библиотека реализует на протяжении 10 лет. В течение года около 1000 детей становятся слушателями данного цикла.

Следует также отметить, что с каждым годом работа библиотеки по экологическому просвещению заметно активизируется, что дает положительную динамику, выраженную в количественных показателях деятельности.

Партнеры

В реализации программы партнерами библиотеки являются МДОУ № 114, 99, 481, 183, 23, 285, 24, СОШ № 66, 68, 58, 97, 56, 48, 47, 57, 31, 90, 91. Воспитанники и учащиеся этих учреждений посещают библиотечные мероприятия, участвуют в акциях, конкурсах, являются нашими основными пользователями.

Сотрудники библиотеки выступают на совещаниях Методического объединения педагогов Первомайского района г. Ижевска, рассказывают о формах работы по продвижению экологической литературы, презентуют информационные ресурсы библиотеки, предлагают свою помощь в поиске необходимого материала.

Управление образования Администрации г. Ижевска финансирует подпрограмму «Летние чтения», являющуюся частью городской программы «Ижевские каникулы». Библиотека награждает участников - победителей творческих конкурсов («Экоперышко», «Экомастерилка», «Экосказка», «Трудовой десант», фотоконкурс «SOSеди по планете» и др.) подарками, дипломами.

Проблемы

Тем не менее, остаются не решенными некоторые проблемы. Это, прежде всего, недостаточное количество новой, привлекательной для ребенка литературы, как художественной, так и научно-познавательной, энциклопедической. В библиотеках отсутствует наглядный материал и сотрудникам приходится изготавливать атрибутику самостоятельно, что в результате ведет к нерациональному расходованию рабочего времени и в некоторых случаях не всегда выглядит эстетически приглядно. Также устаревает и ветшает фонд настольных игр. Дети с удовольствием играют в такие игры как: «Катастрофа. SOS», «За грибами в Простоквашино», «Зеленый город», «Рыжий Ап в подводном мире» и др. Кроме этого, фонд методического отдела библиотеки практически не комплектуется литературой предназначенной для руководителей детского чтения – учителей, воспитателей, библиотекарей и в связи с этим запросов от данной категории читателей мало.

С другой стороны, следует обратить внимание на повышение квалификации сотрудников библиотеки. Не все из них обучались на курсах, которые организует ЦМБ им. Некрасова, Республиканская детско-юношеская библиотека, Центр повышения квалификации работников культуры в целях улучшения качества работы библиотек по экологическому просвещению и воспитанию детей.

Перспективы

Перспективы работы библиотеки по данному направлению мы видим в дальнейшем формировании фонда литературы экологической тематики, в расширении форм работы, особенно это связано с новыми информационными технологиями. Библиотека имеет собственный сайт и блог. На страницах сайта будут размещаться рекомендательные списки литературы поступившей в библиотеку с обложками книг и аннотацией. Раздел для читателей будет дополняться виртуальными выставками, что позволит привлечь к данной теме отдаленных пользователей библиотеки. Также мы будем активнее использовать ресурсы Интернет, чаще обращаться к материалам специализированных сайтов. Что касается проведения культуротворческих мероприятий, то мы планируем приглашать на встречи с детьми специалистов – экологов, которые смогут более профессионально и компетентно ответить на вопросы наших читателей.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы надеемся, что на собственном примере, на примере художественных и научно-познавательных текстов мы научим детей гуманному, эмоционально-положительному, бережному, заботливому отношению к миру природы и окружающему миру в целом. Принимая участие в конкурсах и мероприятиях библиотеки, читая рекомендуемую литературу, у детей будет развиваться познавательный интерес, они получат новые экологические знания, усвоят основы экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Также увеличится количество книговыдачи литературы по экологии, что немаловажно для библиотеки являющейся информационным центром для населения.

Презентации по теме:

Фотоальбом "ЭКОлесица"

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия