A A B
Б Ч Ц
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 23–31 МАРТА
ОРАТОРСКИЙ
ТУРНИР
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Информация для коллег / Наш методпортфель / Методические консультации / Обслуживание детей с ограниченными возможностями в общедоступной библиотеке

Обслуживание детей с ограниченными возможностями в общедоступной библиотеке

Составитель:
Курбатова Е. В., главный библиотекарь
отдела информационно-библиотечного обслуживания
ЦМДБ им. М.Горького.

Введение
Права детей с ограниченными возможностями здоровья на приоритетное библиотечное обслуживание
Информационный, культурно-образовательный и социализирующий аспекты деятельности библиотек
Особенности групповой и индивидуальной библиотечной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
Организация, формы и методы работы
Библиотерапия
Сказкотерапия
Игротерапия
Терапия творчеством
Работа с родителями
Специальные книжные формы
Новые информационные технологии
Заключение
Литература

Введение

Одним из наиболее актуальных и развивающихся направлений социальной работы на современном этапе является реабилитация детей с ограниченными возможностями и, в частности, их социально-культурная реабилитация, интеграция в общество, реализация которых ориентирована на предоставление широкого спектра услуг и создание необходимых условий безбарьерной среды обитания.

Библиотека как социальный и социализирующий институт призвана содействовать процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, обеспечению равных прав на образование, получение необходимой информации в различных областях знания.

Некоторые детские библиотеки России при определении своей миссии на текущий момент выбирают приоритетным направлением деятельности обслуживание детей с ограниченными возможностями. Разработка теоретических основ библиотечного обслуживания инвалидов принадлежит профессору Шапошникову А.Е. и кандидату педагогических наук Диянской Г. П. Проблема оздоровительной возможности библиотечной работы (в плане библиотерапии) разрабатывается кандидатом педагогических наук Дрешер Ю. Н.

Отдел психологической поддержки читательской деятельности под руководством О.Л. Кабачек Российской государственной детской библиотеки разрабатывает теоретические и практические рекомендации обслуживания детей с ограниченными возможностями в детских библиотеках.

Права детей с ограниченными возможностями здоровья на приоритетное библиотечное обслуживание

Дети во всем мире, в том числе и в России, осознаются как самая большая ценность, приоритетная для библиотек группа обслуживания, обладающая ярко выраженными специфическими особенностями развития. Основной принцип социально-культурной политики многих стран мира в отношении детей, в том числе и их библиотечного обслуживания, составляет максимально возможная дифференциация мер, способствующих социальной адаптации детей в современном обществе. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными физическими возможностями.

В Конвенции о правах ребёнка говорится, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые способствуют его уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества. В признание особых нужд неполноценного ребенка, помощь должна предоставляться, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и иметь целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности таким образом, который приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации (1997), Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), и другие документы образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки данной части населения.

Цель "Конвенции о правах инвалидов", которая принята в Нью-Йорке 13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Признаётся право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей должно обеспечиваться образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

  • к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества. Россия присоединилась к подписанию Конвенции в 2008 году.

В Законе РФ «О библиотечном деле» закреплено право всех пользователей детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных и специализированных государственных детских и юношеских библиотеках. Пользователи библиотек, которые в силу физических недостатков не могут посещать библиотеку, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счёт средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

В президентской программе «Дети России» на особую заботу государства выделена задача обеспечения реальных прав детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов.

Для реализации этих прав необходимо наладить координацию деятельности различных государственных структур, научных, учебных и культурно-досуговых учреждений, активно развивать совместное участие организаций в составлении и реализации целевых региональных социокультурных программ.

Информационный, культурно-образовательный и социализирующий аспекты деятельности библиотек

Ведущей функцией современной библиотеки является информационная функция, так как библиотека призвана содействовать интеллектуализации общества, обеспечивать права человека, в том числе и права ребёнка с нарушениями здоровья, на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках гласит, что только хорошо информированные граждане способны осуществлять свои демократические права и играть по возможности активную роль в обществе.

Сегодня актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Процесс социальной адаптации идет на протяжении всей жизни человека. От того, насколько успешно он будет проходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной адаптации и реабилитации.

В системе дополнительного образования детей, где сложились наиболее оптимальные педагогические технологии, и где можно осуществлять как коррекцию измененных функций, так и профилактику вторичных нарушений, созданы необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования. Но различные реабилитационные центры, специализированные школы-интернаты, призванные оказать помощь проблемным детям различных категорий, не всегда могут открыть ребенку максимум направлений для развития потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей. Помощь, оказываемая такими учреждениями детям, должна быть стабильной и приближенной к месту жительства, не требовать материальных затрат от семьи ребенка.

Библиотеки, обслуживающие детей, для социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями в общество здоровых сверстников имеют возможности:

  • регулярной социально-ориентированной работы;
  • осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • формирования у детей социально-коммуникативной компетентности;
  • максимального вовлечения ребенка в социум (организация совместной деятельности детей с нарушениями и здоровых сверстников, расширение круга общения);
  • формирования и удовлетворения культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширение зоны их творческих способностей, круга интересов;
  • содействия, по возможности, всестороннему развитию личности ребёнка, повышения его интеллектуального и духовно-нравственного потенциала;
  • информационной помощи;
  • оказания эмоциональной и психологической поддержки ребенку с физическими нарушениями;
  • изменения негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Современный статус детских библиотек как центров духовного и интеллектуального развития ребенка позволяет им выйти за рамки чисто библиотечно-библиографического аспекта деятельности, создает предпосылки реализации комплексного подхода к созданию образовательной, коррекционно-досуговой среды детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, система общедоступных библиотек всех уровней на современном этапе призвана организовать условия для библиотечно-информационного обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья, содействовать их образовательному и социализирующему процессу, творческому и духовному развитию личности.

Особенности групповой и индивидуальной библиотечной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности

Организация, формы и методы работы

В настоящее время в Российской Федерации около 5% детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями с различными отклонениями в состоянии здоровья. К ним относятся дети:
  • с нарушением и отсутствием слуха;
  • с нарушением и отсутствием зрения;
  • с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта,
  • с комплексными нарушениями.

Необходимость создания приемлемых условий обслуживания детей с ограниченными возможностями, а так же их родителей, в системе общедоступных библиотек всех уровней, назрела давно. Кандидат педагогических наук Г.П. Диянская считала, что реальный доступ инвалидов к информации можно обеспечить только путём подключения к их обслуживанию библиотек всех типов и видов.

В рамках решения этой проблемы необходимо активно налаживать координацию деятельности не только библиотек разной ведомственной подчинённости, но и различных государственных и общественных структур, научных и учебных учреждений. Необходимо изыскивать возможности повышения технической оснащённости библиотек для работы с детьми с ограниченными возможностями, улучшения комплектования их фондов соответствующими документами. Постепенно библиотеки приобретают опыт по составлению и реализации целевых региональных программ, позволяющих воплотить социальные идеи в жизнь, установить и расширить связи с общественностью.

Библиотека должна вносить свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения и для этого:

  • сотрудничать со службами социального обеспечения и опираться на их помощь;
  • участвовать в местных региональных и федеральных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
  • вести фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения;
  • взаимодействовать со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;
  • приобретать документы и оборудование для особых групп пользователей;
  • обучать персонал для работы с данными группами.

Библиотека, обслуживающая детей, в том числе и с ограниченными возможностями, обязательно должна иметь привлекательный вид снаружи и изнутри, вызывать положительные визуальные эмоции и формировать позитивный настрой у посетителя. Этому способствуют доброжелательные, чуткие и приветливые работники, а так же интерьер библиотеки. Цветовая отделка помещений должна соответствовать общему архитектурно-композиционному решению интерьера с учётом психологического и физиологического воздействия цвета на ребёнка. Привлекательной и уютной библиотеку сделает продуманное использование зелёных растений, цветов и аквариумов. Вход в библиотеку должен быть достаточно широк с легко открывающимися дверями, без высоких порогов и лестниц, которые будут труднопреодолимы пользователями с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

К стационарным организационным формам обслуживания относятся абонемент и читальный зал. Коридоры и проходы из вестибюля нужно оснастить поручнями. Столы выдачи/возврата документов должны быть легкодоступны и удобно расположены. На абонементе, возможно, придётся организовать достаточное количество мест для сидения для тех детей, которые могут утомиться в процессе выбора книг стоя. Читальный зал должен соответствовать по площади, освещению и аэрации общепринятым нормам. При организации читального зала для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста или игровой комнаты желательно учесть то, что дети любят читать не только сидя, но и лёжа. Для ребёнка может быть характерно также желание спрятаться, уединиться. В оформлении таких помещений можно использовать мягкую мебель, может быть даже в виде сказочных героев, мягкие ковры на полу, яркие и удобные пуфы. Для стремящегося к уединению ребёнка можно предусмотреть создание ячеек-ниш.

Направление работы библиотеки с детьми, имеющими нарушения здоровья, влечёт за собой изменение структуры библиотеки и штата сотрудников: создаётся сектор или кабинет по работе с особыми детьми, вводятся должности библиотекаря-реабилитолога, библиотекаря-педагога, библиотерапевта, психолога, дефектолога, логопеда. С определёнными специалистами может быть договорное сотрудничество.
Степень изменений и углублённости работы с детьми, имеющими ограничения здоровья, каждая библиотека определяет в соответствии с социальной необходимостью и своими возможностями.

Внестационарная форма обслуживания, такая как библиотечный пункт в больнице, коррекционном центре, специализированном учебном заведении, организуется по договору учреждения с библиотекой о библиотечном обслуживании. Отдельная библиотека в больнице может быть филиалом местной публичной библиотеки.

Индивидуальное и групповое библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями должно осуществляться в соответствии с физиологическими возможностями восприятия каждого ребёнка, физическими возможностями и психолого-возрастными особенностями его развития.

Индивидуальное обслуживание может осуществляться как в стенах библиотеки, так и при посещении библиотекарем ребёнка на дому. Обслуживание на дому – книгоношество, осуществляется на основе выявления нуждающихся детей в такой форме обслуживания.

Групповое обслуживание пользователей с ограниченными возможностями предполагает устные и наглядные (книжные выставки, плакаты, стенды, альбомы) формы обслуживания. Устные формы группового и индивидуального обслуживания детей с ограниченными возможностями могут носить развивающий, коррекционный, игровой, библио- и сказкотерапевтический характер. Наглядные формы желательно использовать не только самостоятельно, но и в комплексе с другими формами и методами работы.

Перед библиотеками и другими учреждениями культуры назрела задача гуманизации общества, привлечения его внимания к детям, которые вскоре должны стать полноценными гражданами и относиться к которым следует исходя не из медицинских показаний, а из личностных характеристик и способностей. Например, в публичных библиотеках США, процесс социальной реабилитации доведён до совершенства: все библиотекари подготовлены и умеют работать с пользователями, имеющими физические недостатки. Другие посетители библиотеки спокойно реагируют на появление таких читателей, при необходимости помогают им. Лица с физическими недостатками, проживающие на территории района взяты публичной библиотекой на учёт и с ними ведётся работа, при необходимости – в контакте с органами социальной защиты. Российским специалистам библиотечного обслуживания стоит обратить внимание на опыт зарубежных коллег.

Сложная задача интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в социокультурную среду должна решаться детскими библиотеками целенаправленно, в несколько этапов. Прежде всего, такие дети в библиотеке должны чувствовать себя принятыми на равных здоровыми сверстниками и взрослыми.

Первый этап – это присутствие детей с проблемами в развитии на интересных и общих для всех детей мероприятиях (встреча с писателем, видео просмотр, спектакль), где внимание зрителей захвачено происходящим на сцене (экране), а не разглядыванием тех, кто сидит рядом. Можно детей с ограниченными возможностями привлекать в качестве авторов творческих работ на выставках, концертах, то есть в социально значимой роли.

В стенах библиотеки необходимо проводить раздельные занятия коррекционно-развивающей направленности, которые предназначены для повышения психо-творческого уровня развития детей с ограниченными возможностями для того, чтобы подготовить больных детей к дальнейшему полноценному общению со здоровыми детьми.

На втором этапе деятельности библиотеки по интеграции детей с проблемами здоровья в социокультурную среду возможна организация опосредованного общения детей с ограниченными возможностями и здоровых детей. Например, проведение «заочного общения» детей в форме создания специально адресованных детям с ограничениями здоровья творческих работ библиотеки (литературные произведения, рукописные книги).

После того, как дети по-настоящему заинтересуются друг другом, ощутят потребность узнать ровесника поближе, то можно перейти к третьему этапу – непосредственному общению. Основой такого общения будет являться сотворчество.

Психолого-коррекционную направленность могут иметь такие формы групповой работы с детьми, как обучение выразительному чтению, сюжетно-ролевые игры, уроки театрального мастерства, пальчиковый театр и многие другие.

Теорию библиотерапии и сказкотерапии разработали психологи В.Я Пропп, Л. Выгодский. Теорию практического применения раскрыли Д. Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Ю. Дрешер. Большое значение в разработке данного направления принадлежит Российской государственной детской библиотеке, отделу психологической поддержки читательской деятельности под руководством О. Л. Кабачек.

Библиотерапия

Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия и опирается на мощный духовный потенциал мировой художественной литературы.

Библиотерапевтическое чтение отличается от чтения вообще своей направленностью на нормализацию нарушенных состояний и свойств личности. Корректирующее воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, мысли, желания, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Это особенно важно для детей, которые в силу физических недостатков оторваны от общества сверстников и ведут замкнутый образ жизни.

Воспитательный эффект во многом зависит от того, насколько дидактически точно, деликатно библиотерапевт может использовать разнообразие и богатство средств воздействия на читателя. Результатом библиотерапевтической помощи становится осознание читателем своих возможностей, способностей решить стоящие перед ним проблемы, преодолеть негативные эмоциональные состояния, восстановить веру в себя и позитивные отношения с окружающими. Это очень важно для детей постарше, которые способны осмысленно читать и анализировать прочитанное. Библиотерапевт должен обязательно учитывать психологический тип читателя, возраст, состояние здоровья, интеллектуальный уровень, стремление расширить свой кругозор, а так же умение воспринимать прекрасное, гармоничное в литературе, искусстве, жизни.

В зависимости от благоприятного влияния чтения на состояние человека, оно может быть разных видов. Упреждающее чтение поддерживает и укрепляет здоровье. Текущее, или постоянное чтение, способствует психическому оздоровлению, снятию психического напряжения, улучшению настроения. Вспомогательное или выборочное чтение используется как составная часть определённых комплексных лечебных мероприятий с больными.

В библиотерапевтической деятельности используются тексты:

  • обычные, любых литературных жанров;
  • обычные, но адаптированные, отрывки из произведений;
  • специально созданные для терапевтических целей.

Благодаря книге можно пробудить подавленную волю к выздоровлению. В некоторых ситуациях для больных детей книга действительно может стать лекарством.
Например, такой жанр как романтическая фантастика, может быть средством вспомогательной анестезии. Проявляется феномен «психологического замещения боли».

В коррекционной работе с детьми старшего школьного возраста можно использовать медитативную и суггестивную поэзию для снятия нервного и физического напряжения.

Большим лечебным потенциалом обладает собственное поэтическое творчество.

Овладение законами создания художественного текста способствует развитию внутреннего мира, является средством гармонизации душевных переживаний, психических состояний с помощью ритма, размера, стихотворной метафоры.

Для приобщения гиперактивных детей к великолепному миру книг можно использовать метод психодинамической медитации.
Пластическими движениями можно обыграть стихотворение, «оживить» персонажи, «рассказать стихотворение руками».

Целительное действие юмора бесспорно, когда речь идёт о выздоравливающих. Но это утверждение не относится к больным детям и подросткам, которые находятся в состоянии депрессии.

Приобщение дошкольников к жанрам малого фольклора (считалки, заклички, дразнилки) помогают при коррекции нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения детей, способствуют развитию коммуникативных навыков.

Сказкотерапия

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира человеческих отношений. Понимание сказки и её содержания позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания, понять их важность и смысл. Сказкотерапия эффективна в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Особенностью сказкотерапии является то, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные. Символы сказки способствуют возникновению переживаний, через которые и происходит переоценка и переосмысление воображаемой ситуаций. Сказочная метафора действует на подсознательном уровне и работает даже без её рационального анализа.

Вариативность применяемых форм и методов библиотерапии зависит от индивидуальных качеств ребёнка и от сотрудничества библиотекарей с врачами, психологами, родителями.

Игротерапия

Для психического здоровья общества чрезвычайное значение имеет комфортное, радостное детство. Психические травмы, пережитые в детстве, незаметно для человека формируют его взрослую судьбу. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для его познания и для воздействия на него, является игра.

Игровая терапия применима к тем детям, которые ещё не освоили мир слов, взрослых ценностей и правил. Цель игровой терапии – не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс.

Игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребенком и библиотекарем, обученным приемам игровой терапии. Игра помогает детям раскрепостить воображение и овладеть ценностями культуры. В процессе игры дети выражают свою собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невозможное в реальной жизни в подающиеся контролю ситуации. В этом заключается психотерапевтический эффект. Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами (в основном психологического характера), которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться справляться с ними. В отличие от взрослых людей, для которых естественной средой общения является язык, такой средой общения для ребенка является игра.

О первостепенном значении игры для развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Эффективность формирования когнитивной активности детей-инвалидов зависит от того, какие технологии используются взрослыми для достижения этой цели. Каждому ребенку необходимо создать условия, способствующие развитию его интеллектуального потенциала.

Терапия творчеством

Терапия творчеством позволяет усилить личностное начало ребёнка через поиск нереализованных возможностей. Приобщение детей к широкому кругу художественных ценностей повышает культуру восприятия, развитие эстетического вкуса. Дети должны понять, что человек является не только потребителем прекрасного в искусстве, но и сам способен создать красоту.

  • Арт-терапия – это использование различных видов искусства для оптимизации деятельности человека.

  • Изотерапия – это свободная импровизация красками на листе бумаги, которая позволяет материализовать негативные переживания, помогая освобождаться от них. Занятия живописью развивают творческие способности детей с ограничениями здоровья, помогают самореализации личности. Рисунок может использоваться в диагностике психического состояния ребёнка.

  • Лепка из глины, пластилина, теста развивает моторику рук, помогает постигать объем и форму предметов.

  • Музыка помогает человеку приобщиться к миру прекрасного, успокоиться, развить эмоциональную сферу. А, по мнению биохимиков, музыка помогает излечить не только душу, но и благоприятно воздействует на функционирование внутренних органов, общее физиологическое состояние организма.

Работа с родителями

Педагогов настораживает тот факт, что многие взрослые не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками общения с ними.

Быть родителем – занятие нелёгкое, поэтому родители сами нуждаются в психологической поддержке и помощи. Возможно, стоит обратить внимание на родительскую терапию, которая должна быть выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителем и сыном (дочерью). В процессе занятий родители должны получить основные навыки построения взаимоотношений с детьми. Рекомендуется приглашать для проведения занятий с родителями специалистов-психологов, педагогов, врачей. Предварительно библиотекарь может познакомить аудиторию с литературой по рассматриваемой теме. Сотрудники библиотеки могут подготовить цикл занятий по темам, связанным с проблемами детского чтения, восприятия отдельных видов литературы детьми.

Родительская терапия обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности.

Актуальным представляется организация плановых консультаций для родителей детей с проблемами здоровья, своевременного информирования о специальной литературе (медицинского, педагогического, психологического характера), издание памяток, рекомендаций, советов по уходу за детьми.

Библиотечно-библиографические технологии, ориентированные на конкретную помощь детям с ограниченными возможностями, могут принести значительную пользу обществу в целом.

Необходимо стимулировать работу по созданию рекомендательных библиографических материалов в адрес родителей больных детей, оказание услуг ксерокопирования необходимых родителям текстовых материалов.

Таким образом, общедоступные библиотеки в обслуживании детей с ограниченными возможностями должны опираться на определённые формы и методы библиотечной работы.

Специальные книжные формы

Большую роль в познавательном процессе, в ходе обучения и воспитания, играют текстовые материалы, заложенные в книжных формах научно-познавательного комплекса. Необходим учет возрастных и психологических особенностей восприятия письменных текстов, уточнение функций иллюстративного ряда книжной продукции, решение проблемы доступности научно-познавательной литературы, тщательная разработка соотношения объема научно-предметной информации и процессуальных аспектов в книгоиздании для детей-инвалидов.

В последние годы современное книгоиздание характеризуется диапазоном конструктивных решений внешнего и внутреннего оформления книг. Особое место занимает группа коррекционных изданий для детей.

Специальными книгоиздающими организациями используется приём картонирования страниц, являющийся средством развития речевых центров ребёнка путём раздражения периферических нервных окончаний (подушечек пальцев). Для этого же используется страничная вырубка. Способ кашировки страниц, при котором применяется наклеивание на книжные полосы разнофактурных элементов, припрессовка плёночных материалов, может превратить одну и ту же книгу в игрушку, учебник, рабочую тетрадь. Выигрышными приёмами оформления книг для детей являются углублённое и выступающее тиснение, развивающее тактильную чувствительность. Новый приём в моделировании книжных коррекционных форм – применение аппликационных материалов и многофактурных включений (металл, пластик, ткань).

Для усиления эмоционального восприятия используются книжные формы со звуковым сопровождением, световыми сигналами. Для развития логического мышления в книжные формы включаются головоломки, пазлы.

Сейчас выпускается много забавных и полезных развивающих книжечек. Например, картонированные и ламинированные книжные полосы со сквозной пробивкой и ярким шнурком – получилась и книжка, и тренажёр по шнурованию.

Оформительская концепция издания реализует положительный мотивационный аспект читательской деятельности ребёнка, даёт возможность расширить познавательную базу детской книги, соединяя игровой, образовательный и конструктивный компоненты чтения.

Выпускаются специальные книжные формы для незрячих и слабовидящих. Для такой категории детей библиотеки комплектуют крупно-шрифтовые книги, издания с рельефно-точечным шрифтом, рельефной графикой.

Новые информационные технологии

На базе детских библиотек является возможным открытие методико-игровых кабинетов, где можно организовать систематические развивающие коррекционные занятия для детей с ограниченными возможностями младшего и среднего возраста на базе комплексного использования книжных познавательных форм, дидактического игрового материала. Существенно повысить наглядность и качество обучающих занятий с детьми, расширить познавательный интерес, раздвинуть тесные рамки их существования позволит использование аудио, видео и мультимедийных материалов. Для детей с нарушением зрения, пространственной ориентации, различными нарушениями центральной нервной системы способ обучения на основе лингафонных программ может стать единственно возможным способом обучения. Для таких детей библиотеке необходимо целенаправленно комплектовать фонд «электронных» или «говорящих книг» на CD и DVD-носителях и предоставлять техническую возможность их использования.

Для занятий с детьми по основам компьютерной грамотности необходимо создавать компьютеризированные кабинеты или классы. Владение компьютерными технологиями поможет ребёнку с ограниченными возможностями решить разнообразные жизненные ситуации и практические задачи.

В последние годы библиотеки совместно с педагогами и психологами создают интереснейшие диагностические и развивающие программы, базирующиеся на принципах игры и творчества. Рекомендуется использовать мультимедийный специализированный программно-методический комплекс «Мир за твоим окном», разработанный Институтом коррекционной педагогики РАО. Новосибирская библиотека для незрячих и слабовидящих разработала программу обучения английскому языку «Язык открывает мир».

Дети с ограниченными возможностями и их родители нуждаются в предоставлении им по необходимости библиографической и фактографической информации о правах и льготах. Библиотеки, обслуживающие эту категорию детей обязательно должны иметь электронные базы данных о лечебных, образовательных, социальных учреждениях и благотворительных организациях, которые могут быть им полезны.

Подключение к глобальным сетям Интернет через автоматизированные рабочие места, оснащённые устройствами, компенсирующими нарушение зрения, слуха, движения, даёт новые возможности специальным группам пользователей подросткового и юношеского возраста интеграции в мир информации и общения. Электронные книги могут быть в специальных (звуковых, рельефно-точечных, рельефно-графических, крупно-шрифтовых) форматах. Они занимают немного места и могут быстро доставляться пользователю. Незрячие могут читать текст с помощью синтезатора речи или отображения его на брайлеровском дисплее.

В последние годы формируется специализированная сеть партнёров по электронной доставке документов в специальных форматах на адаптированные персональные компьютеры.

Организация автоматизированных рабочих мест с компенсирующими устройствами в условиях общедоступных библиотек возможна за счёт конкурсного (грантового) распределения средств финансирующих организаций с веским обоснованием их необходимости.

Заключение

Из вышесказанного следует, что библиотека, обслуживающая детей, в том числе и с ограниченными возможностями, должна иметь привлекательный вид, вызывать положительные эмоции и формировать позитивный настрой у детей. Посещение библиотеки пользователями с ограниченными возможностями потребует организации для них специального функционально комфортного пространства обслуживания, приспособления библиотечной мебели и оформления библиотеки к их физическим возможностям.

Индивидуальное и групповое библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями должно осуществляться в соответствии с физиологическими возможностями восприятия каждого ребёнка, физическими возможностями и психолого-возрастными особенностями его развития.

Индивидуальное обслуживание может осуществляться как в стенах библиотеки, так и при посещении библиотекарем ребёнка на дому. Групповое обслуживание пользователей с ограниченными возможностями предполагает разнообразные устные и наглядные формы, которые желательно применять в комплексе. Устные формы работы могут носить развивающий, коррекционный, игровой, библио- и сказкотерапевтический характер. Направление работы библиотеки с детьми, имеющими ограничения здоровья, влечёт за собой изменение структуры библиотеки и штата сотрудников: создаётся сектор или кабинет по работе с особыми детьми. Часто родители детей с ограниченными возможностями тоже нуждаются в информационной помощи и психологической поддержке.

Библиотека должна целенаправленно комплектовать свой фонд разнообразными документами на различных носителях, предназначенными для определённых категорий детей, имеющих ограниченные возможности.

Большое значение в обслуживании детей с ограниченными возможностями имеет техническое оснащение библиотеки. Компьютерная техника позволяет поднять информационное обслуживание этой категории пользователей на более высокий уровень. Обучение детей компьютерной грамотности, организация свободного доступа к информационным технологиям обеспечивает реализацию права детей на информацию, самообразование и свободное развитие.

Литература

  1. Библиотерапия: задачи, подходы, методы / сост. О.Л. Кабачек – М. : БМЦ, 2001. – 128 с. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»)
  2. Дрешер, Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: научно-методическое пособие / Ю.Н. Дрешер. – М. : Либерея, 2003. – 248 с.
  3. Кабачек, О.Л. Сказка в век компьютера: методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам. / О.Л. Кабачек. – М. : Либерея, 2001.- 208 с.
  4. Комиссарова, Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки : методическое пособие / Л.Д. Комиссарова – М. : Либерея, 2003. – 150 с.
  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки / под ред. Е.И. Голубевой – М., 1996. – 80 с.
  6. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях детской библиотеки : сб. ст. Вып. 2 / ред.-сост. О.Л. Кабачек. – М., 1999.–152с.
  7. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках // Информационно-библиотечная сфера : международные акты и рекомендации : сборник справочно-нормативных материалов /сост. : Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – М.: Либерея, 2001. – С. 38-40.
  8. Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : метод. пособие / РГДБ – М., 2001 – 216 с.
  9. Руководство для библиотек, обслуживающих пациентов больниц, людей с физическими и психическими недостатками в учреждениях с длительным уходом / ИФЛА // Библиотека и закон : справочник. – Вып. 13. - М. : Либерея, 2002 – С. 119-155.
  10. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я : метод. слов.-справ. для библиотекарей / И.И. Тихомирова, М.: Изд-во «Школьная библиотека», 2004. – 248с.

 
 
Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube