A A B
Б Ч Ц
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

Студия мультипликации в библиотеке

Курбатова Е.В., главный библиотекарь отдела информационно-библиотечного обслуживания
ЦМДБ им. М.Горького.

Что такое мультипликация

Мультипликация – это новая форма продвижения книги и чтения в библиотеках, развития творческих способностей детей. Для того, что бы получился мультфильм, нужно сочинить интересный сюжет или подобрать рассказ / сказку какого-либо детского писателя. Затем смастерить или нарисовать героев и приступить к съёмке. Практика показала, что дети, начиная с 6-7 лет под руководством обученного библиотекаря, вполне могут с этим справиться в условиях библиотеки.

Мультипликация (от латинского – multiplicatio) умножение, возрастание.

Анимация (от французского – animation) оживление, одушевление.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений. Воплощение сказки ребенком в мультипликационной форме вызывает у него чувство восторга, оказывает огромный вклад в становление личности и его духовное воспитание.

Если ребенок просто смотрит мультфильм, подбирая правильные истории, мы можем формировать его мировоззрение. Но это пассивное восприятие. А если ребенок сам создает мультфильм, проявляет активность, подключает фантазию, руководит поступками персонажей, то психологическое воздействие на него оказывается еще более глубокое.

Участие в создании мультфильма повышает самооценку ребенка, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному.

Студия мультипликации в библиотеке

Целью создания студии в библиотеке является организация полезного, бесплатного досуга детей, подростков, развитие их творческих способностей.

Занятия студии «Инсайт» при Центральной муниципальной библиотеке им. М. Горького (Ижевск) проводятся для детей 6-12 лет один раз в неделю в определённый день (по средам), в 16.00. На каждом занятии присутствует от 5 до 15 детей. Но если дети помладше очень-очень хотят научиться делать мультики, то мы проводим несколько семейных занятий. Мамы помогают малышам выполнять задания. Занятия проводятся бесплатно, пластилин закупается за счет библиотеки и используется многократно.

На занятия заранее записываться не нужно. Каждый присутствующий найдёт для себя интересное занятие: лепка, раскадровка, подготовка сценария, съёмка, озвучка.

Особенно много детей на занятия студии приходит в летнее время. Как и другие участники программы «Летние чтения», они получают поощрение в виде библиотечной валюты. Подводя итоги лета, мы так же выявляем и награждаем победителя в номинации «Лучший мультипликатор».

На самом первом занятии, когда собираются новички, мы рассказываем, как делают мультфильмы, какие бывают техники мультипликации, и в какой последовательности будет проходить работа над фильмом.

Чтобы снять мультфильм, необходимо вместе с детьми:

  1. Выбрать технику мультипликации
  2. Придумать сценарий или подобрать литературное произведение, почитать вместе с детьми. Обсудить, что мы хотим с помощью мультфильма передать зрителям.
  3. Осуществить раскадровку, разбивку сценария на эпизоды.
  4. Создать фоны и персонажи (рисунок, пластилин, бумага, предметы)
  5. Вспомнить законы мультипликационного движения и применение их на практике.
  6. Процесс съёмки.
  7. Запись звука, реплик персонажей.
  8. Монтаж.

Красиво рисовать умеет не каждый ребёнок. В нашей студии дети с удовольствием лепят из пластилина. Занимаясь лепкой, ребёнок развивает мелкую моторику рук, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Пластилин пластичен и приятен на ощупь, из него можно сотворить выразительного и неповторимого персонажа. Пусть он выйдет неказистым, но он оживёт и шагнёт в виртуальную жизнь! В процессе работы над фильмом становится ясно – у кого-то из детей выразительный голос и богатство интонаций подходит для озвучки, а кто-то готов часами возиться с пластилином.

Процесс съемки происходит так: на съёмочном столе устанавливается фон, декорации, настраивается фотокамера. Ребёнок подходят к съёмочному столу, устанавливает пластилинового героя в нужную точку, снимает кадр. Затем передвигает пластилиновую фигурку на 2-3 мм, снова снимает кадр, снова передвигает и т.д. Если в сцене участвует несколько персонажей, то за каждым из персонажей закреплен ребёнок-мультипликатор. И ещё один отвечает непосредственно за съёмку. В процессе создания мультфильма у детей развиваются навыки работы в коллективе, умение согласовывать действия с другими членами группы.

В студии была девятилетняя девочка, которая, в то время как другие лепили фигурки, передвигали их, терпеливо нажимала кнопку съёмки, бдительно следя, чтоб не смещался кадр, не попадали в него руки, лишние предметы. И не соглашалась на другую сферу деятельности. По-моему, это – будущий оператор-профессионал!

Если все семь-восемь человек хотят одновременно осуществлять съёмку, то приходится подпускать их по два-три человека к съёмочной площадке по очереди, в зависимости от действующих персонажей в данной сцене. А других временно занимать подготовкой декораций к следующей сцене. Желательно, чтоб не оставлять эту группу без внимания, иметь помощника, взрослого.

Есть и такие дети, которые много рассуждают во время лепки, общаются как с другими детьми, так и с руководителем студии, но полезный вклад в общее дело у них минимален. Что ж, вероятно, такому ребёнку необходимо почувствовать себя частью коллектива, а не снять фильм. Этот опыт ценен как для него самого, так и для студии.

В штате нашей библиотеки нет профессионального психолога, но в процессе работы над мультфильмом происходит эмоциональная психокоррекция, повышается самооценка маленьких творцов. Выявляются предпочтения детей, развиваются их способности. Самое главное – это то, что в ходе занятий руководитель студии может только предлагать детям какие-то приёмы, советовать. Но ни в коем случае не критиковать, не поправлять и не настаивать. Необходимо мягко сглаживать критические замечания студийцев по отношению друг к другу, если они возникают.

Сфера деятельности каждого ребёнка на текущее занятие распределяется руководителем, с учётом пожелания самих детей. Перед началом занятия дети часто просят показать те мультфильмы, которые были созданы студийцами раньше. Эти просмотры хороши тем, что можно обсудить сюжет мультфильма, отметить достоинства и недостатки, допущенные «ляпы». Подумать, как их избежать впредь. Готовые мультфильмы библиотечной студии «Инсайт» выкладываются в группу «ВКонтакте» и в библиотечный блог «БиблиоПривет». Дети с удовольствием пересматривают их дома, показывают родителям и друзьям.

Студия «Инсайт» принимает участие в российских конкурсах детской мультипликации «Это интересно!» и «МультГорой». Проводит выездные бесплатные мастер-классы в рамках городского фестиваля книги и чтения «Читай Ижевск!», российской акции «Весенний МультВитамин» и «БиблиоСумерки».

За два года существования студии юными мультипликаторами создано 16 мультфильмов по мотивам художественных произведений.

Какие бывают мультфильмы, или различные техники анимации

Рисованные - каждый кадр мультфильма рисуется и раскрашивается художником на отдельном листе бумаги и фотографируется. В 1 секунде мультфильма должно быть от 12 до 24 кадров (рисунков). Нарисованный персонаж на следующем рисунке должен быть таким же, как на предыдущем, но со смещением в 2-мм, если он сам или какие-то части его тела двигаются в мультфильме.

Оживший фон - популярная техника, где акварельная или гуашевая краска наносится на увлажнённую поверхность. Достигается эффект размытых краев и вливания одного цвета в другой. Эта техника подходит для занятий с малышами дошкольного возраста, или детьми, неуверенными в себе, которые что-то боятся испортить. Красочные пятна красиво расплываются, создавая восхитительный эффект ожившего фона.

Сыпучая анимация – это вид изобразительного искусства с использованием любого сыпучего материала: песка, крупы или любого другого порошка на плоской подсвеченной поверхности. Рисовать по песку можно руками или инструментом. Можно насыпать песок на чистый стол струёй или пятнами. Дети любят возиться с песком и фантазировать. Психотерапевты используют эту технику как способ снятия внутреннего напряжения. Беспокойство и негатив трансформируются на бессознательно-символическом уровне в рисунок, что повышает уверенность ребёнка в себе и открывает для него новые пути развития. Но без специальных навыков качественный фильм с определённым сюжетом снять очень сложно.

Перекладка марионетки. Марионетка - это поделка (фигурка) из бумаги или картона, у которой части тела рисуются отдельно, раскрашиваются, вырезаются. Затем подвижно скрепляются проволокой или маленькими кусочками клеящихся подушечек UHU Patafix. Обычно фигуру и голову персонажа рисуют в разных положениях: анфас, профиль. При съемке мультфильма такая марионетка может шагать, двигать руками, качать головой. Для того, что бы показать выражение лица персонажа, изготавливают голову более крупного размера, но детали лица не рисуют. Отдельно изготавливаются несколько форм ртов, глаз, брови, нос. Они накладываются на лицо при съёмке, и в зависимости от испытываемых персонажем эмоций – передвигаются или заменяются. Например, при удивлении, брови поднимаются выше. Рот заменяется на полураскрытый, затем на округлённый.

Эта техника подходит детям, которые умеют обращаться с ножницами. Надо следить, чтоб они не поранили друг друга.

Объемная анимация. Кукольная анимация. Эту технику используют только профессиональные студии, так как для каждого мультфильма изготавливают специальные дорогостоящие куклы. Создается неподвижный задний фон, а персонажами являются готовые куклы. Их передвигают по 2-3 миллиметра и фотографируют.

Пластилиновая объемная анимация. Куклы изготавливают сами дети из пластилина. Неподвижный задний фон можно составить из предметов, слепить из пластилина или нарисовать. Пластилин лучше использовать от производителя «Луч» или «Гамма».

Сценарий и раскадровка

Основой мультфильма могут быть произведения детских писателей, или истории, придуманные детьми. Рекомендуется выбирать сюжеты с юмором, может, чуточку – поучительные, со смыслом. Небольшие по объёму, динамичные, с хорошей концовкой. Главные герои – дети, их родители, зверята. Должно быть действие, длинные диалоги нужно свести к минимуму. Персонаж не должен о себе что-то рассказывать. Это должно быть понятно из фильма. Сценарий мультфильма состоит из частей: завязка, развитие действия, кульминация, развязка, итог. При создании мультяшных персонажей необходимо помнить, что каждый из них – неповторимая личность со своим характером, настроением, внешностью, походкой, мимикой. Всё это должно отражаться в его движениях и внешности.

Раскадровка — это последовательность рисунков (эскизов), служащая вспомогательным средством при создании мультфильмов. Она показывает съемочной группе, что конкретно будет на экране: последовательность эпизодов, крупных и средних планов, ракурсов. При создании мультфильма необходимо помнить, что при съемке и монтаже нужно чередовать планы (деталь, крупный план, полусредний, средний, общий и дальний).

Создание фонов и персонажей. Пластилиновая лепка.

Фоны и персонажи изготавливаются в соответствии с выбранной техникой мультипликации. Для рисованных мультиков нужно уметь рисовать. Придётся рисовать на листе бумаги каждый кадр. Необходимое оборудование – калька и штифт, на который насаживают листы кальки (тонкой бумаги).

Для детей младшего и среднего школьного возраста сделать героя из пластилина проще и интереснее. Мультипликаторы советуют для работы с детьми использовать пластилин «Луч» (Ярославль) или «Гамма» (Москва). Пластилин можно использовать многократно. После того, как пластилиновые персонажи примут участие в съёмке, их можно покрыть клеем ПВА и оставить как сувениры. Или можно разобрать по цветам и использовать для других персонажей. Если цвета не отделяются друг от друга, то это не беда – можно их смешать до однородной массы и получить новый интересный цвет.

Нужно учитывать, что если приобрести пластилин, который предназначен для детей от 0 до 3 лет, то он более мягкий и фигурки будут быстро терять свою форму от тёплых рук. Пластилин для детей школьного возраста лучше сохраняет форму. Скульптурный пластилин хорошо держит форму, но его выпускают в трёх цветах – серый, телесный, оливковый. При лепке персонажей удобно сочетать мягкие и твердые сорта пластилина. Скульптурный пластилин можно использовать как основу для фигурки, покрывая её тонким слоем пластилина другого цвета. При съемке следить, чтобы пластилин от рук не нагревался до расплавления, давать ему, при необходимости, остыть в холодильнике. Также не нужно сильно вдавливать пластилинового героя каждый раз при съёмке в поверхность, добиваясь устойчивости. Лучше искать то положение, при котором распределение веса, даст ему равновесие всех частей, и он встанет сам.

Перед лепкой пластилин необходимо согреть в руках. Если его нагревать на батарее или плите, то со временем он теряет свои свойства, испаряется влага и он начинает крошиться.Разглаживать и замазывать швы лучше мокрым пальцем — так на пластилине не остается шероховатостей. Перед тем, как делать что-то из пластилина другого цвета, тем более белого, лучше вымыть руки и стек или протереть салфеткой.

Во время съёмки пластилиновые фигурки деформируются от рук детей, от изменения их положения. Вот что рассказывает Анна Байбакова, руководитель студии «Molino» г. Балашиха, (Московская область): «В конце съемки пластилиновых героев мы немножко жалеем, гладим наш персонаж, говорим ему «спасибо» за работу и отправляем в коробку для ожидания перелепки в следующего героя. Такой ритуал, после окончания съемки, стал необходим, после того, как один ребенок не на шутку разревелся, неожиданно увидев и осознав, каким кривым, несчастным с виду стал его «актер», пройдя через все трудности съемки. У него были глазки, ротик, но к концу съемки они сдвинулись, улыбка искривилась в гримасу. Персонаж переминается иногда до неузнаваемости. Как правило, он еще и худеет, так много ему приходиться шагать, поворачиваться, наклоняться, вдавливаться и сжиматься детскими пальчиками во время съемки. А пластилин очень подвижный материал, форму держит с трудом. Дети «оживляют» своего героя не в шутку и в конце съемки пластилиновый герой для них не перестает быть живым, так что слова благодарности в конце своему измученному съемкой персонажу, стало определенного рода ритуалом для всех детей, для больших и маленьких».

Для съемки мультфильма нужны не только персонажи, но и обстановка, в которой они будут жить. Фон можно составить из предметов или слепить из пластилина. Можно сделать природный фон (пейзаж). Пейзаж (фон) – это своеобразная картина из пластилина. Пластилиновые картины рисуют пластилином пальцами, ощущая каждый мазо. Фон можно вылепить на листе плотной бумаги или картона. Вспомогательные инструменты – стек, специальные шприцы для выдавливания травы, волн, банка с водой для смачивания рук, доска для лепки или клеёнка.

Суть рисования пластилином заключается в приклеивании и раздавливании пластилиновых шариков и колбасок. Пластилиновый фон можно сделать однотонным и гладким – приемы рисования пластилином: придавливание и примазывание. Можно размазать пластилин гладко тонким слоем по основе (картонке). Неровности и бугры можно удалять с поверхности картины стеком для работы, тщательно разглаживая полученную складку.

Работу над фоном начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.


Картина Анастасии Волковой

Пластилиновый фон. Дерево.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины.

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку заостренным концом стека, придавливая его под углом к линии оформления.

В основе плоскостной мультипликации – покадровая съёмка рисунков или плоских марионеток, лежащих на горизонтальной плоскости. Техника бумажной перекладки предполагает то, что персонажи и объекты состоят из небольших бумажных/картонных составных частей, а иллюзия движения создаётся при помощи передвижения этих частей или замены их на другие.

Все рисованные части вырезаются и скрепляются между собой при помощи иголок, которые устанавливаются строго вертикально и не заметны расположенной вверху камере. Для создания движения, части просто передвигаются, при этом иголки служат своего рода суставами для рук ног и прочих частей тела. Для более сложных анимаций, например речи персонажа или смены эмоций, в перекладке просто используется коллекция из небольших частей, например губ или разных выражений лица, которые в каждом новом кадре заменяются на соответствующие.

Что нужно иметь для создания мультфильма

Для создания мультфильма не обойтись без фотокамеры, которую нужно неподвижно и прочно закрепить на штативе. Фотокамера может быть любой. Съёмочное место можно обустроить на столе. Если предполагается съемка объёмных фигурок, стоящих вертикально, то нужно позаботиться о наличии у стола задника, на котором будут крепиться декорации.


Съемочная площадка

Анимационный станок

Съёмка на столе

Профессиональные мультипликаторы снимают мультфильмы на специальном анимационном станке. Он состоит из трех прозрачных поверхностей. Для плоскостной съёмки на одной поверхности размещается фон, на второй двигаются фигуры, а на третьей (верхней) падает снег или идет дождик.

Фотокамеру можно использовать любую. Главное, её прочно закрепить на штативе. Малейший сдвиг – и всё придётся переснимать. Для записи голосовых реплик понадобиться микрофон (компьютерный). Для монтажа и озвучивания можно воспользоваться программой «Киностудия Windows» - программа для создания/редактирования видео, входящая в состав пакета Основных компонентов Windows. В прошлых версиях Windows она называется «Windows Movie Maker».

Чтобы получить из фотографий видеоролик, нужно открыть эту программу, загрузить туда фотографии и как из фото сделать видео – легко разобраться. Если в одну секунду будет демонстрироваться 12-25 кадров, то снятые персонажи будут двигаться с нужной скоростью. Затем подставить название фильма, в конце титры (кто делал мультфильм – перечислить всех детей). Обязательно сохранить. Можно подставить музыку или запись голоса.

Как записать голос. Меню «Пуск» - «Все программы» - «Стандартные» - «Звукозапись». Подсоединить микрофон. В ноутбуке он встроен, отдельно покупать не надо. Записанный трек добавить к видеоролику в программе «Киностудия».

Осветительными приборами персонажей освещают так, чтоб не было теней и бликов, освещение должно быть ровным и однородным.

Для сыпучей анимации и коррекционной работы с детьми используют специальный световой стол с бортиками и подсветкой под полупрозрачной рабочей поверхностью.

Несколько слов о правилах мультипликации

Правила мультипликации важны как для рисованных мультфильмов, так и пластилиновых, или кукольных. Это касается движения персонажей. Все движения осуществляются по траектории дуга, чтобы не было рывков. В движении следует учитывать ускорение и замедление.

Перед действием персонажа должно быть противодействие. Например, перед ударом – замах руки (назад). Перед тем как пойти вперед, сначала отклониться немного назад.

Удивление, испуг. Реакция и подготовка к ней. Например: персонаж внезапно замечает нечто и выражает крайнее удивление. Первым рефлексом будет сжатие. Это подготовка к реакции, своего рода замах. От сжатия тело стремится к противоположному состоянию: персонаж вытягивается.

Походка. При анимации обязательно нужно следить за правильным движением ног. Шаг состоит из нескольких фаз. Все фазы шага следует выполнять.

При создании мультфильмов не забывайте: моргание очень важно. Если персонаж не моргает, то он кажется не реальным, безжизненным, вызывает неприятные эмоции у зрителей. Эти советы начинающим аниматорам дают авторы книги «Тайминг в анимации» Джон Халас и Гарольд Уайтэкер. Книга рассказывает об элементарных законах движения и как с помощью тайминга можно придать персонажу или рисованному объекту ощущение тяжести или легкости, выразить их реакцию на внешние воздействия. Эти советы актуальны и для пластилиновой или предметной анимации.

Как прекрасно, что на сегодняшний день сделать мультфильм собственными руками может любой ребенок в школе, в библиотеке, в детском саду или кружке. И даже у себя дома!

Исползованные источники:

  1. Тайминг в анимации [Электронный ресурс] / Джон Халас и Гарольд Уайтэкер. - Режим доступа: https://new.vk.com/doc-40175753_151780492?dl=69c28c3f00422dc59b. Проверено 02.08.2016
  2. Студия Molino. Пластилиновая анимация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studio-molino.ru/p0046.htm. Проверено 02.08.2016
  3. Как сделать пластилиновый мультфильм. Пошаговое руководство Евгении Жирковой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=x7ruyJV90Xw. Проверено 02.08.2016
  4. Мульттерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://multtherapy.ru/
  5. Максимова С.В. Мульттерапия как средство развития творческой активности детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://multtherapy.ru/school/137. Прверено 08.08.2016

 
 
Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube