Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

В стране Невыученных уроков

По мотивам произведения Л.Б. Гераскиной

Назаренко И. И., ведущий библиотекарь
Носкова Н. А., библиотекарь
ЦМДБ им. М. Горького.

Действующие лица:

  • Ведущая
  • Виктор Перестукин
  • Люська Карандашкина
  • Кот Кузя
  • Корова
  • Запятая
  • Глагол Повелительного Наклонения

Ведущая: Жил-был обыкновенный мальчик, Виктор Перестукин. И как-то раз с ним случилось приключение, но не простое, а волшебное! Вот, ребята, посмотрите и убедитесь в этом сами!

Ведущая уходит за ширму. За столом сидит Виктор Перестукин, рядом с ним Кот Кузя.

Виктор: Мои родители имеют твердый характер и сильную волю, а я - нет. Результат - 5 двоек! Скрыть их невозможно. Мама давно сказала, что читает в моих глазах все, что я хочу от нее скрыть. Какой же смысл врать?

Кот Кузя: Мяу, мяу!

Виктор: Кузя (гладит кота), тебе наплевать на мои отметки, ты и так меня любишь! (открывает дневник). Какие они все-таки некрасивые, эти двойки, прямо смотреть противно. Ну, что ж, попробуем открыть учебник и приготовить уроки. Так, что у нас тут? Пять землекопов выкопали траншею в сто погонных метров за четыре дня.

В комнату заходит Люська Карандашкина.

Люська: Привет! Что делаешь? (смотрит в задачник). А, задача о землекопах, даже не напрягайся! Она такая трудная, моя бабушка не смогла ее решить.

Виктор: Бабушка не смогла, а я смогу. Так, что тут у нас?.. Пять землекопов вырыли траншею в сто погонных метров. Погонных? Почему метры называются погонными? Кто их погоняет? Можно сказать скороговоркой: «Погонщик в погонах погонял погонным метром». Неплохая скороговорка получилась. А хорошо бы погонщика назвать Паганелем? Ну а землекопы? Как сними быть? Может, помножим их на метры?

Люська: Не надо помножать.

Виктор: А я все-таки помножу, интересно же, что получится. Так, а теперь я разделю метры на землекопов.

Люська: Не надо делить. Я уже делила, ничего не получается.

Виктор: Я все-таки разделю под свою ответственность. Да, получается, что работу должны выполнить полтора землекопа.

Люська: Почему полтора?

Виктор: Откуда я знаю! В конце концов, какое мне дело, сколько землекопов рыли ту самую траншею? Кто сейчас вообще роет землекопами? Взяли бы экскаватор и сразу покончили с траншеей. И работу бы быстрее сделали, и школьникам бы голову не морочили.

Люська: Нам еще стихи задали.

Виктор: Какие еще стихи?

Люська: Пушкина. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя. Это Пушкин посвятил своей няне.

Виктор: Люська, ты уж совсем за дурочка меня держишь! Так я и поверю, что у взрослых бывают няни.

Люська: Так мне сказала моя бабушка, я думаю, всякое в жизни бывает. А еще тут смотри, буквы пропущены в «подруге» и «голубке». Какие вставим? Буквы Ы?

Виктор: Да ты что, Люська! Какие буквы Ы? Это что же получится? ПЫдруга дней моих суровых, гЫлубка дряхлая моя?

Люська: Ну, а какие тогда?

Виктор: Конечно, букву А. ПАдруга дней моих суровых , гАлубка дряхлая моя. Звучит?

Люська: (с сомнением) По-моему, что-то не очень.

Виктор: Эх, да пропади оно все пропадом! Надоело!

Раздается грохот, все потемнело. Зажигается неяркий свет. Из темноты выходят две загадочные фигуры.

Виктор: Ого, вот это шарахнуло так шарахнуло, даже уши заложило. Эй, есть кто живой?

Кот Кузя: Мяу, просто мяострофа какая-то, жуткое дело!

Виктор: Кузя, ты со мной, я так рад!

Кот Кузя: Я тоже!

Виктор: Кузя, да ты разговариваешь!

(Вдруг раздается чихание

Виктор: Постой, Кузя! Мы, кажется, не одни!

Кот Кузя: Ой, мяострофа, мяострофа!

Виктор: Не мяострофа, а катастрофа!

Кот Кузя: Мяу, суть-то одна!

Виктор: Кузя, да ты еще и рассуждать умеешь?

Кот Кузя: Мяу, я всегда всё умел, только говорить не умел, а теперь мяу, могу!

Виктор: (Обращаясь к загадочной фигуре) А вы кто?

Глагол: Ты присмотрись внимательней, может быть и узнаешь!

Запятая: (сердито) Да никогда! Он не привык смотреть на нас внимательно, еще ни разу в жизни не поставил меня на своё место! Я – Запятая, а это – сам Глагол Повелительного Наклонения!

Глагол: (возмущённо) Ни под каким градусом широты и долготы никто и нигде на земном шаре так не обращается с учебниками, как ты!

Запятая: Пять двоек! Задачу решил неправильно!

Виктор: (небрежно машет рукой) Подумаешь!

Запятая: Вот поэтому ты и попал в Страну Невыученных Уроков. Если одумаешься, то вернёшься обратно.

Глагол: А если нет, то навсегда останешься в Стране Невыученных Уроков! Скажи-ка мне, какие у тебя отметки?

Кот Кузя: (шепотом) Скажи, что хорошие!

Виктор: Ну, разные отметки, всякие, в общем.

Запятая: Всякие? Да тут вообще одни сплошные двойки. Вот, Ваше Величество, дневник Виктора Перестукина! (показывает дневник)

Глагол: Как же ты, мальчик, говорил, что отметки у тебя разные?

Кот Кузя: Разрешите мне мяукнуть? Прошу прощения, но мой хозяин не виноват. Ведь в тетрадке не только двойки, но есть и единица. Значит, отметки все-таки разные.

Глагол: Ну, хорошо! Сейчас мы тебе устроим единый государственный экзамен. Справишься – вернешься домой, а нет – сам виноват!

Виктор: Какой-такой экзамен? Не имеете права, не имеете права!

Кот Кузя: Не надо злить сильных. Одна моя знакомая кошка по имени Киса имела привычку злить цепного пса. Каких только гадостей она ему не говорила! И вот однажды пес сорвался с цепи и навсегда отучил ее от этой привычки…

Виктор: Ну, ладно, только сначала нам бы немного подкрепиться!

Запятая: Вы получите все, что хотите, если правильно напишете это.

Виктор: Так-с, чего бы поесть? Неплохо бы бутерброд с колбасой, да, Кузя?

Пишем «Х-л-е-п», «Кал-ба-са». Вот, пожалуйста! (отдаёт листок Запятой).

Запятая: (сердито) Неправильно!

Виктор: (испуганно) Что неправильно?

Запятая: Слова написаны неверно!

Кот Кузя: (разочарованно) Вот и поели… Интересно, зачем мальчики и девочки ходят в школу? Неужели там тебя не научили писать хоть одно правильное слово?

Виктор: Научили, Кузя, вот!

Виктор пишет слово «лук». Запятая уходит и возвращается с подносом в руках, на котором лежит луковица. Из-за ширмы появляется дерево, на котором подвешены бублики.

Кот Кузя: Мяу! Что это такое? Фу, коты не едят лука!

Виктор: Кузя, смотри: Хлебное дерево! А когда я говорил на уроке, что на Хлебном дереве растут булочки и бублики, все смеялись. Ешь, Кузя!

Срывают с дерева бублики и жуют. Из-за ширмы выходит Корова

Корова: Му-у-у!

Кот Кузя: Здравствуй, дорогая Коровушка, не дашь ли молочка?

Корова: (пошла на Кота Кузю, выставив вперед рога) Му-у-у!

Виктор: Эй, что ты собираешься делать, Корова?

Корова: Ничего особенного, я просто вас съем. Сначала тебя, потом Кота.

Виктор: Корова, ты что, обалдела что-ли?

Корова: На уроке Виктор Перестукин сказал, что корова – плотоядное животное, хищник!

Виктор: Корова, ты же должна есть траву!

Корова: Фигушки!

Виктор: Корова, подожди, ты это, ты знаешь, какая ты – травоядная!

Корова: (радостно) Конечно, травоядная! Травушка-муравушка зелененькая! (уходит)

Глагол: Повелеваю: приговор по делу невежды Виктора Перестукина зачитать!

Запятая: (разворачивает свиток и читает) «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ».

Кузя: (испуганно) За что?!

Запятая: За невежество! Но, если Виктор Перестукин правильно поставит запятую, то сможет себе изменить приговор.

Виктор: Что, что?

Кузя: Молчи, лучше пошевели мозгами!

Виктор: Ну, Кузя, ты уж совсем договорился! Как можно мозгами шевелить?

Запятая: Можно, при наличии, естественно, мозгов!

Виктор: Так, если запятую поставить после «КАЗНИТЬ», то будет «КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ». Ой, мамочки!

Кузя: Думай, думай…

Виктор: А если запятую поставить после слова «НЕЛЬЗЯ», то получится: «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!» Ура! Спасены!

Кузя: Ура!

Раздается стук, гром. Запятая и Глагол исчезают. Зажигается большой свет. В комнате Витя Перестукин, Кот Кузя и Люська Карандашкина.

Виктор: Ой, кажется, я дома, точно, дома! Кузя, пошли, я тебе бутерброд дам, с колбасой!

Кузя: Мяу! Мяу!

Виктор: Теперь ты уже не будешь больше со мной разговаривать по-человечески? Ну что, пошли. Хотя, нет, вначале я сделаю уроки! Так, что у нас там? (открывает учебник).

Люська: Представляешь, мяч влетел прямо в окно к Сидору Сидорычу, а он его запер в шкаф и не отдает никому, говорит, завтра пойдет, доложит, а потом еще...

Виктор: Подожди, Люська, не тарахти, видишь, уроки делаю!

Люська: Ты же их сделал.

Виктор: Но сделал-то неправильно!

Люська: И чего?

Виктор: Переделывать буду.

Люська: (обеспокоено) А ты здоров? Что-то бледный какой!

Виктор: Иди, Люська, я здоров, еще как здоров! Правда, Кузя?

Кот Кузя: Мяу!

Люська удивлённо смотрит на Виктора. Выходит Ведущая.

Ведущая: Вот так закончилась история про страну, которой нет ни на одной географической карте, но в которую может попасть любой из вас. Будьте осторожны!

Используемая литература:

  1. Гераскина, Л. Б. В стране Невыученных уроков / Гераскина Л. Б.; худож. В. Чижиков. – М.: Самовар, 2003. – 135 с. – (Школьная библиотека)

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия