Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

Счастье – это...

Сценарий «Семейной гостиной» к 85-летию И.П. Токмаковой

Коровкина Е.П., вед. библиотекарь
по работе с семьей ЦМДБ им. М.Горького

Действующие лица:

  • Автор
  • Король
  • Девочка
  • Солдат
  • Старуха
  • Старец

Автор:

- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Сегодня очень рада
Вас увидеть я!  Меня зовут Елена Павловна.
Рада вас приветствовать, дорогих  гостей!
С вами познакомиться хочу я поскорей!
Ну-ка вместе: раз, два, три,
Своё имя назови!  (Ребята называют свои имена)
Автор:

- Вот мы и познакомились. А теперь я предлагаю тем, кто знаком - вспомнить, а тем, кто не знает - познакомиться с детским писателем, поэтом и сказочником Ириной Токмаковой.

Давайте посмотрим ролик, в котором автор сама читает свои стихи. (Просмотр видео)

Ирина Петровна Токмакова создала целый волшебный мир, в котором весело проводят время и взрослые, и дети. Произведения Ирины Токмаковой не просто развлекают, но и заставляют задуматься о многих вещах: О чём мечтают деревья? Какие разговоры можно услышать в лесу? Что такое Радость? Как жить в мире, не обижаясь и не ссорясь и т.д.? А я предлагаю вам задуматься, а что же такое Счастье? Давайте отправимся в небольшое сказочное путешествие вместе с героями книг Ирины Токмаковой. И попытаемся все вместе разобраться и понять…

Автор:

- На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
(Музыкальное сопровождение «Жил король»)

Король (Читает газету «Новости королевства»)

- «Сенсация!» Так…о чём тут пишут…
Динь-дон. Динь-дон. 
В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон. Динь-дон. Стало в комнате темно: Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон. - Новости, как во сне, в самом деле! (Возмущённо) - Посмотрим, какую погоду обещают… (С надеждой на лучшее)
Ветрено, 
Ветрено, 
Вся земля 
Проветрена! 
Ветер листья с веток 
Разогнал по свету: 
Липовый, 
Берёзовый, 
Жёлтый лист 
И розовый, 
Красный, 
Разноцветный, 
Старый лист газетный... 
Солнечно, 
Ведренно... 
Ветрено! 
(Расстроенно бросает газету, прохаживается взад-вперёд, садится на трон в глубоком удручающем раздумье.)

Автор

- Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Автор
- Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
Король
- Нельзя так жить! (Стучит кулаком)
Автор
- И с трона спрыгнул смело.    (Королевская карета едет)
И вот король в карету сел             
И покатил за счастьем.
(Музыкальное сопровождение «Выход Девочки»)
(Входит девочка, с корзинкой, собирая грибы)

Девочка

– Соберу грибов лукошко, сварю супчик…

Глубоко - не мелко, 
Корабли в тарелках: 
Луку головка, 
Красная морковка, 
Петрушка, 
Картошка 
И крупы немножко. 
Вот кораблик плывёт, 
Заплывает прямо в рот!  
(Замечтавшись о вкусном супе садится на пенёк, облизывается.)
(Королевская карета едет)

Автор

– Король в окошечко глядит,    
Карета бодро катится.
Король
– Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном  платьице:
Девочка (от испуга роняет корзинку, рассыпая грибы)
– О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь!
Король
– Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!         (Королевская карета едет)
Автор
– Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Автор
– Ребята, давайте поможем Девочке. Накормим и поиграем.
(Играют в игру типа «Съедобное - несъедобное»:
На листе ватмана изображение Девочки. Выбирают из коробки изображение «игрушки» или «еды». Ведущий завязывает глаза ребёнку. Нужно приклеить изображение на изображение Девочки или не попасть на неё)

Автор

– Молодцы, ребята! Думаю, девочка осталась довольна.
(Дети рассаживаются на места)
(Солдатская песня)

Солдат (садится на пенёк, достаёт из походного рюкзака фляжку с водой, пьёт)

– Руки целы, ноги целы, после боя жив остался. Радость – то какая!

Радость — если солнце светит, 
Если в небе месяц есть. 
Сколько радости на свете, 
Не измерить и не счесть…       (Королевская карета едет)
Автор
…Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
Солдат
– О, мой король, 
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как  герой,
Я выиграл сражение.
Король
– А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! 	  (Королевская карета едет)
Автор
–  Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...    (Грусть солдата)
Солдат (Печально опустив голову)
– Э-эх, что ж теперь мне делать?..
Автор
– Ребята, давайте поддержим солдата. Проверим нашу меткость.
(Играют в игру «Попади в мишень»: Скомкать газету. Попасть в мишень. Солдат тоже участвует)
(Солдатская песня)
(Дети усаживаются по местам)

Солдат

– Спасибо, ребята! Поддержали вы меня. Вижу, есть ещё у меня порох в пороховницах, меток глаз. Пойду, попытаюсь снова к королю на службу попроситься. Попытка - не пытка.

(Солдат уходит)

(Выходит Старуха. Дождь)

Старуха (Кряхтя, с вязанкой дров\сучьев, собирает)

– Что-то небо хмурится, никак дождь прольёт… Пережду - ка я непогоду под дубком. 	
Дождик, дождик, капелька, 
Водяная сабелька, 
Лужу резал, лужу резал, 
Резал, резал, не разрезал, 
И устал, 
И перестал.		
– Спасибо тебе, Дубок, сберёг.
(Поправляет вязанку, приговаривая)
– Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.      	   (Королевская карета едет)
Автор
– Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старуха
– Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
Король
– А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! – 
Автор
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл... 
(Старуха размышляет)

Старуха
– Ну, что ж, отдышусь малость, и снова в путь. Глядишь, до захода солнца до дому доберусь. Вот только бечёвка моя со временем поистёрлась. Боюсь, не удержит вязанку, лопнет.

Автор

– Ребята, давайте поможем несчастной старушке. Сплетём для неё новую, крепкую бечёвку.
(Ребята  плетут длинную косу. Три участника подныривают друг под друга)
Старуха
– Ой, спасибо, ребятушки, осчастливили вы меня, порадовали. Теперь мне этих бечёвок на долго хватит.

(Уходит)
(Королевская карета едет)

Автор

–  Вот лето кончилось. Жара   
Сменяется ненастьем.
Король

(торопит)

– В путь пора,
Еще немного – и ура!
Своё настигну счастье!   	(Старец по лесу)
Старец

(Появляется Старец, опираясь на посох, прислушивается к птичьему хору, пытаясь определить птиц)

– Пой-ка, подпевай-ка: 
Десять птичек – стайка. 
Эта птичка – соловей, 
Эта птичка – воробей. 
Эта птичка – совушка, 
Сонная головушка. 
Эта птичка – свиристель, 
Эта птичка – коростель, 
Эта птичка – скворушка, 
Серенькое перышко. 
Эта – зяблик. 
Эта – стриж. 
Эта – развесёлый чиж. 
(На пути видит карету)
Ну, а эта – злой орлан. 
Птички, птички – по 
Автор
– И всё бы кончилось бедой,
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.     
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: 
Старец

(Кланяется, приветствуя)

 – Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!        
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня.
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай,  
Но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...     
(Кланяется, уходит)

Король

(Стоит в раздумье, ходит взад-вперёд размышляя. Делая решительный жест «Была-не была…» садится в карету. Уезжает.)

Автор

– Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, 
Обратный путь.
Путь к счастью,
Не куда-нибудь…       (Счастье короля)
(Все участники представления взявшись за руки выходят, король посередине. Поднимают руки. Улыбаются. Поклон)
Король поныне во дворце 
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Автор

(Диалог со зрителями.)

- Так как же король стал счастливым? (ответы) Да, чтоб стать счастливым нужно сделать доброе дело, помочь кому-то. Осчастливить. И сам станешь счастливым…

Автор

Друзья, а какие символы счастья вы знаете?  (ответы)
- Самым распространённым, в русской культуре символом счастья, является Птица. Чтобы счастье всегда было в нашем доме, и в качестве напоминания делать счастливыми других, давайте сделаем «Птицу счастья».
(оригами - делают Птицу)

Автор

- Прочитать самостоятельно новые и только что услышанные стихи вы можете из книг Ирины Токмаковой, которые мы представили на нашей выставке.
- А сейчас давайте посмотрим мультфильм «Как ослик счастье искал». - Спасибо за внимание! Всего доброго! Будьте счастливы!

 

Используемая литература:

  1. Подружи ребёнка с книгой: интеллектуальный досуг в библиотеке / БУК УР «Республиканская библиотека для детей и юношества». Ижевск, 2012. – С.102.

  2. Токмакова, И.П. В сказочной стране. Стихи, сказки и повести / И.П. Токмакова. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 797, [3]с.

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия