Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

Лето 2010

Итоги реализации летней программы

Курбатова Е. В., главный библиотекарь
отдела информационно-библиотечного обслуживания.
ЦМДБ им. М. Горького.

Лето закончилось. Какое оно было? Что нового и интересного предложили своим юным читателям библиотеки? Чем порадовали ребята нас?

На протяжении многих лет муниципальные библиотеки города Ижевска работают по программе «Летние чтения». В этом году в ее реализации приняло участие 24 библиотеки, которые предложили юным ижевчанам до 14 лет с пользой и интересом провести свой досуг в дни летних каникул. Содержательная часть летних программ была представлена многообразием тем и форм и отражала актуальные события в жизни России, Удмуртии и детской литературы.

Тематика

Итак, в связи с 250-летием города Ижевска, многие мероприятия библиотек были посвящены родному городу и краеведческой тематике. В библиотеке № 22 всё лето дети путешествовали по родному городу с Паровозиком Ижиком. В библиотеке № 25 летняя программа называлась «Мы шагаем дружно по подворьям Ижкара» и была посвящена культуре, экологии, истории и современности города. По краеведческой тематике работала библиотека № 24, их программа называлась «Колесо истории или Путешествие по родному краю». Летние чтения в библиотеке им. В. М. Азина были посвящены самому дорогому и родному, что есть у каждого человека - отчему дому и Ижевску, Удмуртии: «Воздух детства и отчего дома». Большинство мероприятий в библиотеке им. Н. А. Островского тоже было связано с родным краем. Библиотека № 23 свою летнюю программу также посвящает 250-летию Ижевска и природе родного края – «Рябиновые бусы».

Летние мероприятия в библиотеке им. М. Джалиля были посвящены татарской, русской и удмуртской культурам. В июне читатели были приглашены на майдан русского языка, в июле на майдан художественной литературы и в августе на фольклорный майдан. Дети имели возможность пообщаться с творческими людьми и самодеятельными коллективами Ижевска, познакомится с их жизнью и деятельностью. И сами показать свои таланты в сочинении и исполнении стихов и песен.

Библиотека им. П. А. Блинова как центр славянской культуры в течение лета знакомила юных ижевчан с обычаями и традициями славянских народов, проводила игровые и конкурсные мероприятия по украинскому, русскому, белорусскому фольклору и литературе.

Старинному народному земледельческому календарю посвящались мероприятия в библиотеке им. Л. Н. Толстого. Каждый день лета носил определенное название и был связан с определенными приметами и обычаями. Мероприятия имели фольклорно-экологическую направленность.

В библиотеке им. Ф. Г. Кедрова было проведено много различных мероприятий по экологическому просвещению детей, и летняя программа называлась «В некотором царстве, в цветочном государстве».

Программа лета в библиотеке № 20 – «Книжный Дом в Читай-городе» включала три темы: 250-летний юбилей Ижевска нашел свое отражение в мероприятиях июня. Июль посвящен Году Франции в России и, наконец, экологическая тема завершила лето в августе.

В библиотеке им. И. Д. Пастухова программа затрагивала так же три темы: История и современность Ижевска, культура Франции и правовые знания – детям.

Программа «Летних чтений» в библиотеке им. И. А. Крылова включала в себя такие темы: юбилей Ижевска, 65-летие Великой Победы и Год Франции в России. Детям не приходилось скучать, так как они подружились с Чилдриком и Чилдриной. Здесь также подводились итоги по краеведческой игре «Ключ от города», которая проходила в несколько этапов. Летние чтения в библиотеке им В. Г. Короленко прошли под названием: «В золотой карете лета» и раскрывали такие темы: Год Франции в России и юбилей Ижевска. Библиотека им. А. П. Чехова посвятила июнь Парижу, июль – жизни и творчеству А.П. Чехова, август – 250-летию Ижевска.

Деятельность библиотек всегда направлена на продвижение чтения в среду детей и подростков, активизации их творческих и познавательных способностей.

ЦМДБ им М. Горького пригласила юных читателей покорить Книжный Олимп и наполнила лето интеллектуальными играми, познавательными беседами и викторинами, связанными со знаменательными датами в детской литературе.

Летняя программа библиотеки им. Н.К.Крупской называлась «Летом можно веселиться, а можно также научиться» и была направлена на самосовершенствование и творческое развитие личности ребенка. Библиотека № 18 оставила унылые серые будни позади и приглашала детей летом только на праздники. Юные читатели библиотеки В. В. Маяковского путешествовали с книгой по Рельсам Дружбы до Станции Добра и Справедливости.

В каникулы невозможно обойтись без детской приключенческой и фантастической книги, которая манит в неизведанную даль. Библиотека им. Ю. Гагарина путешествовала вместе с читателями по Радужной Галактике, библиотека им. С. Я. Маршака позвала ребят к Горизонтским островам. А дети, читающие в библиотеке им. И.А.Наговицына отправились в веселое путешествие в город Счастья.

Внутренняя и внешняя реклама программы

Для привлечения внимания детей и их информирования о летних мероприятиях, многие библиотеки распространяли листовки и буклеты с рекламой и программой «Летних чтений». В фойе и читальных залах каждой библиотеки обязательно размещались афиши с расписанием летних мероприятий. Библиотека им. В. В. Маяковского придумала такой лозунг: «Летняя фишка – читай с друзьями книжку!».

В соответствии с тематикой чтений ярко и красочно были оформлены окна в ЦМДБ им. М.Горького, им. Н.К.Крупской, им. Ф.Г.Кедрова и других библиотеках.

На окнах библиотеки им. С.Я.Маршака расположились пират, попугай, сундук с сокровищами, весёлый осьминог и другие персонажи, между которыми - острова. Каждый остров – это информация о творческом конкурсе с указанием времени проведения.

Интересное оформление имеют и газоны около библиотек. В этом году в библиотеке им. И. А. Крылова композиция газона посвящена Году Франции в России «Любимые Французские сказки». На травке газона около мельницы «расхаживает» Кот в сапогах, мимо «проезжает» карета Золушки.


ЦМДБ им. М.Горького

Около ЦМДБ им. М. Горького можно было погулять по экологическому саду и пройтись по экологической аллее. Возле библиотеки № 24 всех приветствуют большие куклы – это Лопшо Педунь и Одок.

Библиотечные выставки

Привлечь внимание детей к книгам можно с помощью библиотечных выставок. Они относятся к наглядным формам работы и могут содержать для показа не только книги, но и различные предметы. Часто выставки имеют игровой характер, так как к ним прилагаются игры, викторины, кроссворды. Это особенно актуально летом.


ЦМДБ им. М.Горького

Вот некоторые примеры: «Живем в согласии с природой» (библиотека им. Л. Н. Толстого), «Кладовая мудрости» (библиотека П. А. Блинова), «Горизонтские острова» (библиотека С. М. Маршака). На абонементе в ЦМДБ им. М. Горького действовала игровая книжная выставка «Летний книжный круиз». 103 экземпляра книг были распределены по рубрикам: По волнам классики, Пристань досуга, Морские истории, 20 тысяч лье под водой. Морская тематика была выбрана в связи с юбилеем книги Ж. Верна «20 тысяч лье под водой». Прочитав книги, дети с интересом обращали внимание на дисконтактные игры при выставке.

Организация досуга детей

Одна из основных целей программы «Летних чтений» это – организация досуга детей в дни летних каникул через книгу, чтение и различные игровые формы. Летом библиотеки также сотрудничают с лагерями при школах, с детскими дворовыми клубами, оздоровительными лагерями, санаториями и детскими садами.

Традиционные библиотечные формы работы с детьми:

Одна из основных целей программы «Летних чтений» это – организация досуга детей города в дни летних каникул через книгу, чтение и различные игровые формы. Летом библиотеки также сотрудничают с лагерями при школах, с детскими дворовыми клубами, оздоровительными лагерями, санаториями и детскими садами.

В начале июня во всех библиотеках, обслуживающих детей, ярко и празднично прошло открытие и презентация программы «Летних чтений». Это было только начало читательских удовольствий летом.

Традиционные библиотечные формы работы с детьми:

Формы и методы работы библиотек с детьми отличаются разнообразием.

К традиционным библиотечным формам относятся громкие чтения и тематические беседы для детей младшего школьного возраста. Беседы у книжных выставок и библиографические обзоры книг проводились в библиотеке № 19. Обзор книг «Voyage, вояж, или путешествие по французской литературе» прошел в библиотеке им. А. И. Крылова. Радует, что такую традиционную форму, как обсуждение книги не забыли в библиотеке им. Ю. Гагарина. Там прошло за чаепитием, в теплой дружеской обстановке обсуждение книги Марины Дружининой «Лекарство от контрольной».

Широко используется такая традиционная форма, как познавательный час.

Час фольклора «Богатыри всея Руси» прошел в библиотеке им. П.А.Блинова.

В библиотеке им. В.Г.Короленко провели ряд экологических часов: «Добро пожаловать в экологию!».

Принцип последовательности и систематичности учитывается при планировании библиотеками циклов тематических чтений и бесед. «Сундучок со сказками», «По лабиринтам литературной Европы» - такие циклы мероприятий проведены в библиотеке № 20. Циклы бесед об истории и знаменитых людях Ижевска и Удмуртии «Как все начиналось» (об основателях ижевского завода), «Улицы Ижевска: прошлое и настоящее», «М.Т. Калашников – человек-легенда», значительно расширили кругозор юных читателей библиотеки № 24.

Использование игровых форм в работе с детьми

Привитие детям любви к чтению не должно происходить скучно и навязчиво. Использование игровых форм в групповой и индивидуальной работе с детьми привлекает их внимание к книге, превращает процесс познания нового материала в увлекательное занятие. Юные посетители всех библиотек с удовольствием принимают участие в интеллектуальных и литературных играх. Например, в библиотеке № 23 прошли Звёздный час «Ижевская старина» и две игры «Счастливый случай», посвящённые Ижевску. Элементы игры используются также и в мероприятиях серьезной тематики, например: эколого-правовая игра «Услышать зов земли, которой ты частица» (Библиотека им. Л.Н.Толстого), турнир по правовым знаниям «Права литературных героев» (ЦМДБ им. М.Горького) и др.

Тематические дни и праздники

Хочется отметить, что особенно в летние каникулы целесообразно проводить комплексные тематические мероприятия, которые требуют основательной подготовки и помощи самих ребят в проведении. В библиотеке им. П. А. Блинова состоялись такие мероприятия, как День белорусской культуры, День украинской культуры. А в библиотеке им. В.В.Маяковского детей порадовал День яблок, День стиха. Библиотека им. С.Я.Маршака по настоящему отпраздновала День Нептуна. День безопасности, День здоровья, День умников и умниц, День мастеров прошли в библиотеке № 21.

К комплексным мероприятиям относятся и праздники, проводимые в стенах библиотеки. Настоящими праздниками являются значимые мероприятия, такие, как открытие и закрытие программы «Летних чтений» в библиотеках.

В библиотеке № 18 всё лето было посвящено праздникам. Дети побывали на таких праздниках, как Праздник бабушек, игрушек, самоделок, зубной щетки и красок, прошел Лимонный фестиваль и Шоколадный карнавал. Библиотека им. В.Г.Короленко совместно с клубом «Меридиан» устроила праздник «Тайны Замка Синей Бороды».


Библиотека № 18

Библиотека № 24 пригласила читателей на праздник «Шар-Шоу». Веселые шары Бим и Бом (библиотекари Шакирова Н.С. и Кузнецова К.М.) играли с детьми в игры с воздушными шарами: «Волейбол», «Силачи», «Мотальщики», «Веселый художник», звучали стихи, песни и были показаны концертные номера, подготовленные участниками мероприятия.

В библиотеке им. В.М.Азина у детей была возможность узнать об экологическом обрядовом празднике «Куарсур» (праздник в честь молодой зелени).

Библиотека им. Ю.Гагарина, оправдывая своё космическое имя, провела в пределах своей библиотеки мероприятие планетарного масштаба «Мисс Вселенная» – конкурс для девочек, «Мистер Вселенная» конкурс для мальчиков.

Театрализованные мероприятия

Проведение библиотечных мероприятий с элементами театрализации, где в роли актеров выступают библиотекари или сами дети, вызывает живой интерес у читателей от дошкольного возраста до старшеклассников и способствует популяризации чтения и литературы. В ЦМДБ им. М. Горького, как и в других библиотеках, постоянно используется этот прием. Например, летом состоялась театрализованная литературная игра «Вовка в Лукоморье». При библиотеке существует игровой театр «Шкатулочка», который показал малышам спектакль «Приключения Чиполлино».

В библиотеке им. А.П.Чехова прошло театрализованное игровое мероприятие по мотивам сказок Шарля Перро «По дороге добра». Некоторые читатели библиотеки им. И.А.Крылова уже стали полноценными актерами и показывают свое мастерство другим детям.


Библиотека им. Л.Н.Толстого


Библиотека им. И.А.Крылова

В библиотеке им. Л.Н.Толстого одним из направлений творческого самовыражения детей стало их участие в спектаклях по сказкам собственного сочинения. Автор трех спектаклей, которые прошли летом – Никитина Полина (школа № 93, 5 класс). Сюжеты были навеяны русскими народными сказками.

В библиотеке им. М.Джалиля дети показали для своих сверстников спектакль по сказке Г. Тукая «Коза и баран». Актёры, читатели библиотеки, сами шили костюмы, изготавливали реквизит. Библиотека № 25 тоже имеет талантливых детей-актёров, которые осуществили такие постановки сказок, как «Каша из топора», «Лето в Простоквашино», «Сказка о Попе и работнике его Балде».

Кукольный театр выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Куклы - это ожившие герои любимых книг. Дети любят их, хотят встретиться с ними снова и снова.

В библиотеках № 23 и им. Н.К.Крупской широко используются кукольные постановки как самостоятельные мероприятия, так и как игровой элемент познавательных тематических мероприятий. Набирает опыт в постановке кукольных спектаклей и библиотека им. В. Г. Короленко. Здесь летом открылась детская театральная студии «Кота Мурлыки». Летом уже были показаны спектакли «Жан-дуралей» и «Красная шапочка».

В ЦМДБ им. М. Горького много лет существует Театр книги «Золотой ключик». В летний период театр продолжает активно ставить новые спектакли. В библиотеке № 19 так же летом прошло 5 кукольных спектаклей.

Музейные экспозиции в библиотеках

Деятельность библиотек поражает многообразием форм работы. При некоторых библиотеках своими силами создаются мини-музеи. Библиотека № 25 проводит экскурсии по своему музейному уголку. В читальном зале библиотеки № 24 был организован «удмуртский уголок», где представлены предметы быта, одежда удмуртов прошлого века.


Библиотека-филиал № 24

В библиотеке им. В.М.Азина продолжаются экскурсии по мини-макету удмуртской избы и функционирует выставка декоративно-прикладного творчества «Убранство жилища: от прошлого к настоящему», где представлены элементы украшения жилища из природных материалов и предметов рукоделия.

Библиотека без границ

Лето, солнце, каникулы! Библиотечные мероприятия не ограничивались стенами библиотек и близостью книжных стеллажей и полок. В библиотеке им. Н.К.Крупской многие подвижные игры и конкурсы проходили в сквере библиотеки «Летняя беседка». Таким образом, гораздо большее количество детей могло принять в них участие.

Интеллектуальная игра-путешествие на свежем воздухе «По родному краю за 60 минут», в которой приняло участие 30 детей, прошла в библиотеке № 24.

Библиотека № 22 организовала выход детей к памятнику собаке-космонавту Звёздочке с краеведческой беседой и викториной. Урок мужества «И помнит мир спасенный» с возложением цветов к вечному огню проведен в библиотеке № 21.


Библиотека-филиал № 21

Библиотека им. В.М.Азина организовала прогулку в мастерскую Тарасовой Нины Семеновны во Дворец детского творчества г. Ижевска. Экскурсии в Храм Пантелеймона Целителя и в Храм царственных великомучеников с беседами проведены библиотекой им. Л. Н. Толстого. Библиотека им. Н. А. Островского со своими юными читателями приняла участие в субботнике по очистке родника.

Дисконтактные библиографические и литературные игры

Дети города могли летом прийти в библиотеку не только для того, чтобы почитать книгу или поучавствовать в библиотечном мероприятии, но могли и самостоятельно позаниматься каким либо любимым делом или просто поиграть.

Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда следует отнести такие развивающие игры: литературные кроссворды, заочные викторины, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Разработка новых библиографических игр (информографических) – одно из перспективных направлений в творческой деятельности библиотек ЦБС.


Библиотека им М.Горького

В ЦМДБ им. М.Горького на абонементе и зале делового чтения участниками программы активно использовались такие игры, как игра-поиск «Остров Сокровищ», заочная викторина «Город, в котором я живу» и другие игры. В библиотеке № 24 ребята могли проверить свои знания с помощью таких настольных заданий, как кроссворды, литературное домино, библиографические игры-поиски и игра с кубиками «Три балета» (по творчеству Чайковского). В библиотеке № 22 есть рюкзачок мальчика Ижика с подборкой книг об Ижевске и викторинами, ребусами по теме книг. В библиотеке им. Н. К. Крупской участники программы «Летних чтений» получили конкурсный формуляр «Летом можно веселиться…, а можно также научиться!», который содержал психологические упражнения, игры, рекомендации, викторины, кроссворд. Всё лето читатели библиотеки № 23 составляли «Азбуку Ижевска». Необходимо было расположить по алфавиту перечень имён и названий, значимых для нашего города». Каждый участник викторин строил свой дом на «аллее славы», получая по кирпичику за каждый правильный ответ. Еще было предложено 8 викторин и 5 дисконтактных игр.

В библиотеке № 25 дети самостоятельно составляли кроссворды и викторины по краеведческим книгам и художественным произведениям различных писателей.

Лето не для скуки!

Настольные игры, шахматно-шашечные турниры, видео- и мульт- просмотры по литературным произведениям предлагались детям во многих библиотеках летом.

Библиотеки составляли расписание на неделю – в определенные дни дети рисовали на заданную тему, мастерили или сочиняли. Результатами их трудов стали самодельные книги и альбомы, определялись победители творческих конкурсов.

Творческие работы читателей библиотеки № 19 нашли отражение в самодельной книге «Мой дворик» и самиздатовском журнале «Вороненок». В течение всего лета дети несли в библиотеку № 20 свои стихи, рисунки, изделия, в результате получились самодельные книжки на темы: «Загадочное Лукоморье», «Под зеленым парусом – в будущее», «Эти старые, старые сказки», «Мой город». Творческие занятия с детьми – игра-сочиняйка «Мы из будущего», прошли в библиотеке № 22, каждый участник смог написать историю о том, каким наш город станет через 250 лет. В библиотеке № 24 составлена «Книга об Удмуртии». А в библиотеке им. В.Г.Короленко лучшие работы по итогам конкурса рисунков, посвященного 250-летию, были опубликованы на страницах «Любимой газеты».

Юные помощники библиотеки

Летом дети не только отдыхали, играли и читали. Юные помощники библиотекарей принимали участие в озеленении клумб, уходе за цветами, починке обветшавших книг, обработке новой литературы, обеспыливании библиотечных фондов.

За свои труды, и за участие в программе «Летних чтений» дети получали баллы, или библиотечную валюту, которая в конце лета обменивалась на настоящие подарки!

Статистические показатели:

За лето записалось 11494 новых читателя до 14 лет.
Всего посещений 101023.
Книговыдача 291032 экз.
Проведено 1315 мероприятий.
Мероприятия посетило 21715 детей.

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия