Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

Ширмы для кукольного театра

Высота ширмы

Чтобы ширма полностью скрывала находящихся за ней актеров — участников спектакля, — высота ее рассчитывается в зависимости от роста последних. Актеры обычно стоят за ширмой во весь рост — это наилучшее положение для работы с куклой. Таким образом, при взрослых исполнителях нормальная высота ширмы 1 м 70 см. Эта цифра может колебаться на 2—3 см в ту или иную сторону. Если в труппе есть дети, то они должны вставать на скамеечки.

Форма ширмы

Раньше театры использовали только ширму исключительно с прямой передней линией. Но на современном этапе наряду с этим встречаются ширмы различных форм: ломаными линиями, отрезками эллипсиса, дугами окружности.

Это многообразие вызвано к жизни все возрастающей сложностью тем и сюжетов кукольного спектакля и, следовательно, желанием обогатить мизансценические возможности театра кукол.

Остановимся для примера на ширме, у которой при центральной прямой линии имеются две боковые створки, примыкающие к центральной под тупым углом. Во-первых, это позволяет режиссеру располагать мизансцены кукол и декоративные детали не только по прямой, но и по бокам. Во-вторых, на такой ширме получаются как бы три обособленных игровых пространства. На боковых створках может происходить диалог, который не должен быть услышан персонажем, находящимся на центральной линии. Это будет выглядеть более правдоподобно.

Ширма с дугообразной линией тоже имеет свои положительные качества. Различные проходы и пробеги (охота, погоня) на ширме с прямой линией получаются плохо. И в самом деле: куклы, добежав до конца линии, должны резко повернуть в сторону, скрыться, а потом выбежать снова — либо с той же стороны, либо с противоположной. Впечатления непрерывного пробега при этом не получится. Между тем при таком же пробеге на круглой ширме линия воспринимается зрителем как непрерывная прямая линия. Вот почему в спектаклях «Кот в сапогах», «По щучьему веленью», «Пузан» (Государственный Центральный театр кукол), имеющем дугообразную ширму, многочисленные пробеги кота и проезды королевской кавалькады не нарушают ритма спектакля. Создавая новые виды ширм, можно брать любые линии и комбинировать их между собой.

Нужно помнить, что ширма должна быть достаточного размера и располагаться так, чтобы зритель, занимающий крайнее место первого ряда, не мог увидеть нечто такое, что должно быть скрыто от него: актеров, работающих с куклой, декорации, подготовленные к следующей картине, и т. п.

Ширма в виде выпуклой ломаной линии или овала, лучше скрывает актеров от зрителей, сидящих на боковых местах. Зритель первого ряда не должен сидеть слишком близко к ширме. Лучше всего, если расстояние от первого ряда до ширмы будет равняться 2 м.

Бывают случаи, когда куклу необходимо отвести от линии ширмы, но пользоваться этим следует чрезвычайно умеренно. Практика работы кукольных театров позволяет вывести заключение, что в среднем можно допустить отход куклы от передней линии на 20—25 см. Но не дальше, иначе она будет уже мало кому видна.

Ширмы МУ ЦБС г. Ижевска

В муниципальных библиотеках города уже есть некоторый опыт создания кукольных театров. Вот так выглядят их ширмы:

ЦМДБ им. М. Горького



Библиотека-филиал № 19



Библиотека-филиал № 23


Если кукольные инсценировки проходят в помещении, которое одновременно выполняет несколько функций (читальный зал, игровая комната, зал для кукольного театра), то ширму можно использовать в качестве информационного стенда.

Советы дизайнера МУ ЦБС Ведерниковой Е.

Можно крепить объявления на ленты с пришитыми пуговицами:

В качестве стенда можно использовать гимнастический обруч, с натянутыми разноцветными нитями:

Натянутая сетка для цветов может служить стендом для информации:

Можно смастерить ширму-гармошку:

Электронный каталог БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия