Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

/ Наш Ижевск / Религия / Мечеть

Мечеть

Первая перепись, в которой было отражено вероисповедание жителей Удмуртии, прошла в конце 19 века. Она показала, что мусульмане в Сарапульском уезде, в который тогда административно входил поселок Ижевский завод, составляют по величине вторую после православных конфессию и насчитывают 15777 человек, или 8,78 процента от всего населения уезда. В своем подавляющем большинстве это были татары.

Кирпичная мечеть, построенная в середине 90-х годов XX века.
Первую официальную мечеть выстроили в 1845-1846 годах между Старой и Четвертой заречными улицами, была она деревянной на каменном фундаменте. Проект ее утвердил сам Николай I, a деньги на ее строительство в размере двух тысяч ста двадцати пяти рублей и 38 копеек были выделены Артиллерийским департаментом.

Сегодня на ее месте дымит одна из домен металлургического завода. И вот что интересно: отстроил мечеть в Ижевске сугубо православный сарапульский мещанин Иван Петров, который выиграл тендер на строительство у казанского купца первой гильдии Анисима Месетникова, тоже православного. Петров предложил более выгодные для казны условия, пообещав к тому же обойтись 1860 рублями вместо отпущенных 2125 рублей 38 копеек. Впрочем, и этой суммы он не получил, так как был вынужден выплатить неустойку казне за несвоевременную сдачу объекта. Первая ижевская мечеть была высотою в 6 2/3 сажени (вместе с куполом), длиною в 9 1/3 сажени и шириною в 6 саженей (1 сажень = 2 метра 13 см).

Позднее, в 1909 году, неподалеку, в Пятой улице будет построена новая каменная мечеть и православный Покровский храм. Вместе они составят удивительный ансамбль, символизирующий религиозную терпимость и взаимоуважение ижевцев к вере друг друга.

Вокруг мечети вскоре выросла целая Татарская слобода. Дома в ней выделялись от домов прочих ижевцев веселой сине-желто-зеленой окраской и разбитыми при них фруктовыми садами. Мусульмане органично вписались в индустриальный пейзаж Ижевска.

Уважительные отношения к ижевским мусульманам проявлялось хотя бы в том, что в религиозные праздники они освобождались от заводских работ для моления в мечети.

Значимость ислама для заводского поселка подтверждает и то, что, по словам ижевского краеведа Е.Ф.Шумилова, «местный мулла в некоторые годы даже получал жалованье от завода». Ну, а татарские праздники, хотя бы тот же сабантуй, были и остаются любимыми для жителей Ижевска.

Впрочем, полной идиллии между официальной православной церковью и представляющим ее интересы государством с одной стороны и исламом все-таки не было. Так, в Ижевском заводе в 1877 году было открыто следственное дело против канонира Степанова, уроженца Мушаковской волости Елабужского уезда. Степанов, 1853 года рождения, происходивший из крещеных татар, был призван на воинскую службу в Ижевский гарнизон в 1875 году и по призывным документам официально числился православным. В заводе он объявил своему воинскому командиру о том, что является «магометанином». На посланный на родину запрос был получен ответ, что Степанов до призыва на воинскую службу 4 года «в исповедь и святому причастию не приходил». В Ижевске, по словам своего командира майора Оглоблина, «при всех убеждениях как своего, так и духовного начальства не согласился оставить свое заблуждение». То же подтвердил и священник Александро-Невского собора. Для вразумления Степанова «им были употреблены все меры пастырского вразумления..., но вследствие крайнего его упорства не осталось никакой надежды на переход его в православие».

Дело длилось больше года и в конце концов дошло до военного прокурора, который предписал: «Принимая во внимание, что канонир Михаил Степанов не обвиняется в совращении кого из православия или распространении других каких верований..., канонира Степанова поставить в такие условия, чтобы он мог отстать от своего заблуждения, для сего не оставлять его в одной команде с магометанами».

В результате чего было решено отправить Степанова из Ижевска в Шосткинскую артиллерийскую команду. Куда он и проследовал зимой 1878 года со своим нехитрым скарбом: «шапкой с пуговицей - 1 штука, башлык - 1, ..., рубах - 2».

Помимо того особым законом 1881 года было запрещено удмуртам «переходить в магометанство».

Перед революцией татар в Ижевске проживало более 5 процентов (не менее 2-3 тысяч человек), работал татарский клуб (встроенный сегодня в ресторан «Кама»).

В старом Ижевске татар ценили как честных и трезвых работников. Помимо того, участие Татарской слободы часто определяло, чей будет верх – Колтомы, Горы или Зареки в традиционной ижевской потехе – кулачных боях.

Революция разделила ижевских татар, как и весь российский народ. Но большинство из них поддержали ижевских повстанцев в антибольшевистском восстании в августе 1918 года. После его подавления стойко дрался татарский полк, костяк которого составляли ижевцы в составе армии адмирала Колчака (видимо, много их ушло к белым, если, по данным ижевского горисполкома, магометан в городе на 1926 год осталось не более 600 человек). Вот что писал в своих воспоминаниях помощник адмирала, генерал-лейтенант Генерального штаба императорской армии Д.В. Филатьев: «Тверды были лишь вяткинские (скорее всего, воткинские) и ижевские рабочие, да приволжские татары, которые все равно уже были так далеко от своих деревень, что попасть в них не рассчитывали».

Во время индустриализации было решено снести мечети, мусульманское кладбище и саму Татарскую слободу и возвести на их месте новые цеха металлургического завода. Однако татары сумели спасти свою первую деревянную мечеть: они разобрали ее и перенесли на новое место (ул.Азина, где она стоит и сегодня). А перед ней, как и прежде, возродили свою новую слободу.

В 1991 году при мечети организовали духовную школу-медресе.

В середине 90-х годов XX века рядом с прежней мечетью, деревянной, построили новую кирпичную. Но и она вскоре не стала вмещать всех верующих, особенно по пятницам и в праздничные дни, и многие мусульмане оставались на улице. Именно в связи с этим и возникла необходимость построить новую мечеть в центре столицы Удмуртии. К тому же верующим будет удобно добираться из всех городских районов.

См. информационные документы, использованные в разделе "Наш Ижевск"

БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия