Благотворительный фон 'Радость Детства' Справочное пособие для семей, воспитывающих детей-инвалидов

ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ФОТОГАЛЕРЕЯ
с 1 апреля до 30 июня
«Экологический набат»
Конкурс экологических рисунков

/ Наш Ижевск / История / "Доисторический" Ижевск

"Доисторический" Ижевск

Евгений Шумилов
доктор исторических наук

Реальные факты, касающиеся доисторического Ижевска, таковы. Древний человек мог прийти на эту территорию никак не раньше, чем 10 тысяч лет назад. Археологических источников именно той давности на территории Ижевска, однако, не обнаружено. Но вот давности примерно в полторы тысячи лет, они имеются. Это два так называемых Карлутских городища в лесочке, что возле «Нефтемаша», и ижевский могильник на Вшивой горке, что возле бывшего Дворца пионеров у речки Подборенки.

В последнем случае археологи раскопали в 1957 и 1975 годах 211 древних могил, потревожив прах предков удмуртов. Судя по всему, именно они и были первыми разумными обитателями того, что мы именуем сейчас Ижевском. Но основателями его их ни по какой методике считать нельзя.

По различным косвенным данным, археологи датировали могильник IV-V веками. Одним из исторических источников при этом явилась найденная здесь медная монета. Это тетрассарий римского императора Марка Аврелия Александра Севера. На трон он сел 10 марта 222 года, а убит был вместе с матерью взбунтовавшимися солдатами в ночь на 19 марта 235 года. Так прекратилась династия Северов.

Тот факт, что монета с гордым профилем императора через сколько-то лет попала на берега Подборенки, свидетельствует о многом! Значит, существовали развитые торговые связи древних удмуртов с народами Европы. Вряд ли напрямую с римлянами. Но через кого-то еще - это факт. Примерно так же в Древней Руси позже начнут широко использовать арабские серебряные дирхемы.

Помимо столь примечательной монеты на Вшивой горке на площади 1526 кв. м были найдены кожаные пояса с бронзовыми накладками и застежками, а также железные ножи, мечи, наконечники стрел. Все свидетельствовало о достаточно высоком уровне мастерства обитателей того поселения, которое было где-то рядом. Может быть, на дне нынешнего Ижевского пруда?

Преемником древнейшего поселения могла быть и удмуртская деревушка Ягул, что значит «под бором». Как только в 1760 году был основан Ижевский завод, ягульцы бежали в район нынешнего «Буммаша». Там появилась Удмуртская Карлутка. Братья-славяне же, заняв опустевшее место, основали Русскую Подборную, или просто деревню Подборинку. В середине XIX века она врастет в черту Ижевска, став частью Колтомы.

Это северная окраина старого Ижевска. Но древняя история связана и с его юго-западной окраиной. На высоком холме близ деревни Пироговской, где сейчас конечная остановка автобуса 11 -го маршрута, много веков действовало прославленное среди окрестных удмуртов языческое капище.

Основание его теряется где-то в глубине веков. Но конец капища исторически точно зафиксирован. В 1911 году по инициативе самых бойких и грамотных из числа удмуртов здесь было торжественно спилено священное «дерево Инмара» - главный объект поклонения. Это огромная сосна. Она распускала шатром во все стороны свои двухсаженные ветви, как бы говоря удмуртам о благоволении грозного верховного божка. Изображений оного не было, но сосна являлась его материальным воплощением. За двадцать верст стекались сюда удмурты и молились этой сосне целую неделю перед началом паровой вспашки.

В жертву пироговской сосне, то бишь Инмару, резали быков, жеребят, овец, причем только белой масти. Скупать их шкуры сюда в те дни специально съезжались татарские купцы. Все это называлось праздник «Юон».

Спилили сосну, повторяю, сами пироговцы, входившие в приход ижевской заречной церкви, во имя святого Николая-угодника. Деревенское общество продало сосну местному мукомолу на мельничный вал. Осталась на том капище только лесная поросль, окружавшая сосну. Еще лет десять после этого единичные удмурты, ностальгирующие по язычеству, захаживали туда с ритуальными «щами» из жертвенного гуся. Но «великих жертв» там уже больше никогда не резали.

«Дерево Инмара», бесспорно, существовало. Историческим источником является давняя публикация ижевского протоиерея Катаева, возглавившего в 1911 году крестный ход от исторического пня.

А вот некая «священная роща Керемета» в «козьем парке» на Культбазе - судя по всему, только лишь фантазия язычествующих краеведов. Кстати, этому «богу злости и мщения», по определению Г.Е.Верещагина, в жертву приносили именно коз. Но народный топоним «козий парк», вернее всего, с этим никак не связан. Появился он в языке ижевцев только в послевоенные годы. Так зафиксировалось угасание пышной довоенной «Базы социалистической культуры», то бишь Культбазы.

См. информационные документы, использованные в разделе "Наш Ижевск"

БиблиоПривет! ВебЛандия Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия