- 1 -

МультВитамины для больших и маленьких или Сам себе режиссер

Эстетическое воспитание для современного человека имеет значение не меньше, чем научное и техническое образование. Главное — развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, уметь наслаждаться красотой окружающей действительности.

Елена Викторовна Курбатова, главный библиотекарь Центральной муниципальной детской библиотеки им. М. Горького, г. Ижевск

МИССИЯ детской библиотеки — приобщение детей к чтению и книге, ценностям мировой и отечественной культуры; удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании; обеспечение равного доступа к информации; создание комфортных условий для общения и творческого развития. Центральная муниципальная детская библиотека им. М. Горького МБУ ЦБС г. Ижевска была основана в 1953 году. С 1978 г. она является методическим центром по работе с детьми города, а с 1991 г. стала профилироваться как «Библиотека семейного чтения». С 2005 г. в ней функционирует театр книги «Золотой ключик». Основная задача театра — продвижение книги и чтения, организация семейного досуга. Спектакли для малышей проходят каждую субботу. Репертуар один раз в два месяца пополняется новой кукольной инсценировкой. Стать актёром-кукольником может любой ребёнок.

Если бы не было в нашей жизни мультфильмов, то наш мир не был бы таким ярким и сказочным... Мультипликация — это новая форма продвижения книги и чтения в библиотеках, развития творческих способностей детей. Для того, что бы получился мультфильм, нужно сочинить интересный сюжет или подобрать рассказ/сказку какого-либо детского писателя. Затем смастерить или нарисовать героев и приступить к съёмке. Практика показала, что дети, начиная с 6-7 лет под руководством обученного библиотекаря, вполне могут с этим справиться в условиях библиотеки. Целью создания студии мультипликации в библиотеке является организация полезного, бесплатного досуга детей, подростков, развитие их творческих способностей.

В 2013 г. для всех желающих представилась возможность пройти курс бесплатного вебинарного обучения по теме «Мульттерапия». Этот российский проект организован Национальным детским фондом при поддержке Российского союза молодежи, Федерального института развития образования и Ассоциации анимационного кино. Обучение прошли педагоги, воспитатели и библиотекари. Мы с удовольствием включились в проект.

- 2 -
При библиотеке с июня 2014 г. на постоянной основе была создана Детская студия мультипликации «Инсайт». Занятия студии проводятся для детей 14 лет один раз в неделю в определённый день (по средам), в 16.00. На каждом занятии присутствует от 5 до 15 детей. Но если дети помладше очень-очень хотят научиться делать мультики, то мы проводим несколько семейных занятий. Мамы помогают малышам выполнять задания. Занятия проводятся бесплатно, пластилин закупается за счёт библиотеки и используется многократно. На занятия заранее записываться не нужно. Присутствуют все желающие. Руководителю приходится ориентироваться, как говорится, по ситуации, чтоб каждый был занят интересным делом.

Особенно много на занятия студии приходит детей в летнее время. Как и другие участники программы «Летние чтения», они получают поощрение в виде библиотечной валюты. Подводя итоги лета, мы так же выявляем и награждаем победителя в номинации «Лучший мультипликатор».

Большие мастер-классы, на которых присутствует около 30 участников, библиотечная студия мультипликации проводит в рамках всероссийских и городских мероприятий: «БиблиоСумерки», «МультВитамин» и «Читай, Ижевск!».

На самом первом занятии студии, когда собираются новички, мы рассказываем о том, как делают мультфильмы, какие бывают техники мультипликации, и в какой последовательности будет проходить работа над фильмом.

Чтобы снять мультфильм, необходимо вместе с детьми:

  1. Выбрать технику мультипликации;
  2. Придумать сценарий или подобрать литературное произведение, почитать; обсудить, что ребята хотят с помощью мультфильма передать зрителям;
  3. Осуществить раскадровку, разбивку сценария на эпизоды;
  4. Создать фоны и персонажей (рисунок, пластилин, бумага, предметы);
  5. Вспомнить законы мультипликационного движения и применение их на практике;
  6. Далее осуществляется процесс съёмки;
  7. Затем идёт запись звука, реплик персонажей;
  8. Монтаж фильма (осуществляет руководитель студии).

Для того, что бы сделать мультфильм в условиях библиотеки, нужны фотокамера со штативом, компьютер и программы, которые есть в любой операционной системе Microsoft Windows. Для создания мультфильмов применяется технология Stop-motion (покадровая съёмка).

Листать