- 1 -

Библиотека и детский сад: грани сотрудничества

(В.Н. Широбокова, гл. библиотекарь ЦМДБ им.М.Горького)

В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. С недавних пор активизировали свою работу с дошкольниками и библиотеки. Опыт их разнообразен и, на наш взгляд, достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Центральная городская детская библиотека им. М. Горького г. Ижевска решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.

Все началось с того, что в 1994 г. Алевтина Анатольевна Перминова, заведующая ЦГДБ им. М. Горького, разработала концептуальную программу «Дошкольник. Книга. Библиотека». Именно с этого времени библиотека стала уделять особое внимание читателям дошкольного возраста.

Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками дошкольных учреждений, свою работу библиотека строит совместно с детскими садами.

Замечательно, что в нашей библиотеке есть сотрудники, которые фантазируют, сочиняют и играют вместе с детьми, стараясь сделать библиотеку «теплым домом». Первой встречает дошкольников в этом доме Анна Михайловна Смолина, всегда улыбающаяся и чуть-чуть озорная. Именно она приглашает детвору на экскурсию в сказочную страну Читалию. Путешествуя по библиотеке, малыши знакомятся с ее жителями. На абонементе их встречает Гномик. Он охраняет здесь тишину и спокойствие, следит за порядком на книжных полках и, конечно, все знает, потому что много читает. Гномик любит разговаривать с ребятками, прячась за стеллажами. В игровую комнату малышей зазывает потешный кукольный Петрушка. Он смешит детвору шутками, прибаутками, приглашая их к разговору. Наперебой малыши рассказывают Петрушке о том, в какие игры они играют дома и в детском саду. А Петрушка демонстрирует свои настольные игры, предлагает поиграть на игровых приставках, почитать комиксы и посмотреть диафильмы. Любуясь восторженными лицами детей, наблюдая, как они, прощаясь с Петрушкой, гладят его по ручкам и колпачку, мы не сомневаемся, что слово «библиотека» будет теперь вызывать у детей только радостные воспоминания,  и в следующий раз они придут сюда с ожиданием нового, интересного.

Это новое, в форме библиографических уроков «Книжкина грамота», предлагает наш библиограф Ирина Робертовна Филатова.  Под космические звуки и треск «Машины времени» малышня отправляется путешествовать в прошлое, чтобы узнать, откуда азбука пришла, на чем писали наши предки. На практической части занятий дети разгадывают письмена древних людей - пиктограммы, пишут писалом на бересте, мастерят книжные закладки. А на заключительном театрализованном уроке Знайка учит, как бережно и правильно обращаться с книгами.

- 2 -

Воспитатели говорят, что все услышанное в библиотеке дети с интересом повторяют в детском саду. А в некоторых группах, где действуют маленькие библиотечки, ребятишки увлеченно играют в библиотекарей. Возможно, повзрослев, никто из них не выберет эту профессию. Мы  не ставим перед собой таких целей, но надеемся , что эти дети полюбят книгу, увлекутся чтением, и в будущем их не назовут нечитающим поколением.

Свою работу с детскими садами библиотека строит на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов. В 1997 г. библиотека впервые за время своей работы организовала и провела День специалиста для педагогов детских садов. Поскольку он был первым и нам предстояло ближе познакомиться друг с другом, в программу вошли экскурсия по библиотеке, краткий анализ опыта работы библиотеки с дошкольниками, обзоры у выставки-просмотра периодических изданий для дошкольников и профессиональной литературы для специалистов, консультация о справочно-библиографическом аппарате библиотеки для руководителей детского чтения.

          Целью следующего Дня специалиста было оказание информационной помощи воспитателям, работающим по программе «Радуга». Их вниманию мы представили широкий репертуар документов и провели обзоры в соответствии с разделами данной программы и поставленными в них конкретными вопросами. Например:«Что такое землетрясение?», «Что такое кров?», «Почему у деревьев ствол внизу толстый, сверху - тонкий?», «Что такое нефть и нефтяное пятно?» и др.

В последнее время у библиотеки стали складываться новые профессиональные взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и с отдельными педагогами детских садов. Каждая сторона старается быть максимально полезной друг другу. Так, Галина Васильевна Родионова, педагог д/с №  114, подготовила для родителей-читателей библиотеки консультационные листы «О домашних занятиях с ребенком». В библиотеке побывала экспозиция рисунков воспитанников этого детского сада «Небывальщина удмуртского народа». Со своей стороны библиотека взяла на себя обязанность индивидуально информировать педагога по теме «Экологическое воспитание детей». Кроме этого библиотека готовит подборки литературы «К уроку педагога». С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости». С большим успехом в детских садах проходят «гастроли» нашего театра «Теремок». Дети с удовольствием смотрят кукольные спектакли «Заюшкина избушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Малышкам о книжках», играют в народные игры и разгадывают загадки на театрализованных фольклорных праздниках «Рождественские колядки», «Ай да, Масленица!», «Пасхальная ярмарка». Руководит этим красочным задорным действом библиотекарь отдела досуга   Елена Витальевна Гузикова..

Листать